Accenture
В период нестабильности мировой экономики вклад «промышленного интернета вещей» (Industrial Internet of Things) в мировое производство к 2030 г. мог бы составить около 14,2 трлн долл., утверждает новое исследование Accenture «Успех с помощью „промышленного интернета вещей“». Но этот потенциальный прирост находится под угрозой, так как ни компании, ни государства пока не предпринимают достаточных усилий, чтобы создать необходимые условия для широкого распространения новых цифровых технологий. «Промышленный интернет вещей» — сравнительно новая концепция развития новых цифровых сервисов и бизнес-моделей в результате подключения к Сети и друг к другу «умных» устройств и машин. В исследовании отмечается, что это направление может способствовать росту развитых экономик. Ниже приводится пресс-релиз компании Accenture по результатам данного исследования.
В США к 2030 г. капиталовложения в промышленный «Интернет вещей» и ожидаемый от него прирост производительности могли бы увеличить совокупный ВВП США на 6,1 трлн долл. Если бы США инвестировали в соответствующие технологии на 50% и больше и улучшили влияющие на эту область факторы (такие как наличие профессиональных навыков, распространение широкополосных сетей и т. п.), то к 2030 г. прирост мог бы достичь 7,1 трлн долл., увеличив ВВП страны на 2,3% по сравнению с исходными прогнозами.
Германия могла бы повысить совокупный ВВП на 700 млрд долл. или на 1,7% к 2030 г., предприняв схожие дополнительные меры, а Великобритания к тому же сроку могла бы повысить совокупный ВВП на 531 млн долл. или на 1,8% процента.
Экономические выгоды от промышленного интернета вещей для Китая ожидаются большими, чем для России, Индии или Бразилии. Благодаря возможным мерам поддержки и развития «промышленного интернета вещей» Китай мог бы к 2030 г. повысить свой совокупный ВВП на 1,8 трлн долл., увеличив его на 1,3% по сравнению с исходными прогнозами.
Однако исследование, в рамках которого был проведен опрос 1 400 руководителей бизнеса во всем мире (из которых 736 — главы компаний) также показывает, что перспективы потенциальной выгоды от «промышленного интернета вещей» пока неочевидны. Отчасти это связано с тем, что 73% обследованных компаний еще не имеют конкретных планов по его использованию. Только 7% респондентов разработали целостную стратегию с соответствующими инвестициями.
Исследование показало, что отсутствие планов по использованию «промышленного интернета вещей» в значительной степени вызвано сложностью осознания возможных новых источников дохода от него. Хотя большинство бизнес-лидеров (57%) считает, что в увеличении доходов и кроется главный потенциал данных технологий, всего 13% участников полагает, что это принесет выгоду именно их компаниям. В большей степени компании сосредоточены на использовании «промышленного интернета вещей» для повышения эффективности бизнеса, рассматривая увеличение производительности труда и снижение операционных расходов (их указали соответственно 46 и 44% опрошенных) как наиболее ощутимый эффект. Как показал проведенный Accenture анализ 20 ключевых экономик мира, во многих странах факторы, необходимые для быстрого применения концепции «промышленного интернета вещей», пока еще недостаточно развиты. Среди этих факторов — недостаточно развитая инфраструктура, нехватка профессиональных навыков и ограниченные институциональные предпосылки, необходимые для поддержки всестороннего введения новых технологий.
Страны, которые лидируют по потенциалу внедрения «промышленного интернета вещей» — США, Швейцария, скандинавские страны и Нидерланды. А Испания и Италия вместе с Россией, Индией и Бразилией образуют группу стран, находящихся в этом смысле в самом начале пути.
По мнению российских респондентов исследования, максимальную отдачу от «промышленного интернета вещей» в России получат здравоохранение (74%), производство (56%) и энергетика (32%). Среди основных барьеров российские участники опроса выделили, прежде всего, ограниченный доступ к инвестициям (52%), обусловленный общей экономической ситуацией. Половина респондентов обратили внимание на недостаточную поддержку процесса со стороны государства. Опрос в целом показал, что у руководителей компаний в России есть понимание всех перспектив и потенциальных преимуществ использования «промышленного интернета вещей» в бизнесе, но в силу объективных экономических причин и уровня зрелости рынка процесс его внедрения происходит гораздо медленнее, чем в развитых экономиках.
В исследовании делается вывод о том, что бизнесу придется помочь государству в определении того, какие улучшения необходимы для создания условий, стимулирующих рост инвестиций в «промышленный интернет вещей» и его широкое внедрение.
Согласно результатам исследования, 87% бизнес-лидеров уверены, что промышленный «Интернет вещей» в конечном счете увеличит количество рабочих мест. Дополнительное исследование Accenture и Всемирного экономического форума показывает, что цифровые технологии окажут положительное влияние на персонал будущего благодаря усилению уже имеющихся навыков и позволит, таким образом, выполнять более сложную работу.
Исследование Accenture выделяет три области, где компаниям необходимо приложить усилия, чтобы содействовать широкому внедрению промышленного интернета вещей:
- пересмотр отраслевых моделей. Компаниям придется пересмотреть структуру управления, партнерства и операционной деятельности. Производственным компаниям, возможно, придется децентрализовать работу, чтобы технологические продукты, например, трехмерной печати, стали ближе к потребителю;
- капитализация на ценности данных. Необходимо разработать и внедрить новые стандарты совместимости и безопасности данных для обеспечения нового уровня обмена данными между компаниями. Потребуются также новые финансовые модели для поддержки «оплаты по мере пользования» и прочих сервисно-ориентированных бизнес-моделей;
- подготовка рабочей среды будущего. Необходим следующий уровень расширения доступа к информации и децентрализации рабочей среды, чтобы работники на местах могли принимать решения. Для более продуктивного взаимодействия сотрудников с контрагентами потребуются также новые типы организационных структур в компаниях.