Аналитический центр GS Group подготовил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам трех кварталов 2020 г.
· За 9 месяцев 2020 г. в Россию ввезли 31,6 млн мобильных телефонов, что на 2 % ниже, чем год назад (9 мес. 2019 г.). Основную часть (69% или 21,9 млн штук) составили смартфоны с расчетной ценой от 8 000 руб., а по итогам года их доля, скорее всего, достигнет 75%. Импорт смартфонов с ценой от 8 000 руб. за этот период вырос на 12%. Третий квартал показал очень хорошие результаты: объем поставок смартфонов в годовом исчислении вырос на 21% — до 9 млн штук. Основной прирост показала 6-я ценовая группа (от 26 до 60 тыс. руб.) где поставки выросли в два раза — с 2 млн штук в 2019 г. до 3,9 млн штук в 2020 г. Поставки в других ценовых группах также растут.
· Доля мобильных телефонов ценой до 8 000 руб. за 9 месяцев не превысила 31% поставок (9,7 млн штук), т.е. импорт этой категории упал на 27%. Основное снижение происходит в 3-й ценовой группе (цена от 2 000 до 8 000 руб.), но импорт кнопочных устройств стоимостью до 2 000 руб. также снижается.
· В списке топ-4 компаний поменялись позиции: Samsung вновь вышел на первое место, далее Huawei, Xiaomi сокращает отставание от первых двух лидеров. В сумме первая четверка занимает 86% рынка смартфонов, ее поставки за 9 месяцев 2020 г. превышают 22,1 млн штук.
· Импорт Samsung в Россию превысил 8,5 млн штук смартфонов (рост на 13% к показателю 9 мес. 2019 г.), доля компании составила 33,2%. В 3-м квартале Samsung импортировал в Россию 4 млн штук своих смартфонов (рекордный объем за один квартал). Таким образом, Samsung восстановил свои позиции на фоне проблем у Huawei, несмотря на заминки с поставками из Индии. Импорт Samsung растет в первую очередь за счет дорогих флагманских моделей в верхнем сегменте: так, за девять месяцев поставки устройств с ценой от 26 тыс. руб. выросли в 2,5 раза — до 2 млн штук.
· Huawei теряет лидерство в России. В 3-м квартале поставки Huawei составили 1,6 млн штук (падение на 45 % по отношению к 3 кв. 2019 г.). В итоге за девять месяцев 2020 г. общий импорт смартфонов Huawei составил 6,7 млн штук, а доля компании снизилась до 26%. При этом снижение поставок произошло по всем ценовым группам.
· Самые быстрые темпы роста в России у Xiaomi, они даже выше, чем в мире. За девять месяцев 2020 г. поставки этой марки в Россию выросли на 52% и составили 4,4 млн штук, а доля бренда поднялась до 17,2%. Компания уходит в отрыв от Apple и приближается к Huawei. Стратегия Xiaomi в целом повторяет Samsung: основной объем поставокв среднем сегменте и быстрый рост в верхнем. Если Huawei не решит в ближайшее время свои проблемы, то уже к концу 2020 г. Xiaomi обгонит Huawei по обороту, а в 2021 г. превзойдет и по количеству ввезенных устройств, как это уже произошло в Европе в 3-м квартале 2020 г.
· Импорт iPhone в Россию за девять месяцев составил 2,4 млн штук. В третьем квартале 2020 г. Apple привезла в Россию 1,3 млн смартфонов (рост к 3 кв. 2019 г.- 22%), а доля компании поднялась до 9,5 %. В high-end сегменте (6-я группа, цена от 26 до 60 тыс. руб.) к позициям компании быстро подбираются Samsung и Xiaomi, в итоге от прироста поставок в этой группе на 1,8 млн штук в 2020 г. Apple досталось меньше 100 тыс. штук.
· За большой четверкой с большим отрывом идут бренды китайской группы BBK Electronics: Realme, Oppo и Vivo. За 9 месяцев 2020 г. суммарные поставки этой тройки превысили 0,9 млн штук (0,4 млн Realme, 0,3 млн Oppo и 0,2 млн Vivo). По итогам 2020 г. объем вероятно поднимется до 1,3 млн штук. BBK Electronics по-прежнему не проявляет интереса к России: так, доля России в мировых поставках Samsung, Huawei и Xiaomi в среднем составляет 4%, а у Realme, Oppo и Vivo — в среднем 0,5 %.
· Объем 3-й группы (смартфоны стоимостью от 2 до 8 тыс. руб.) продолжает сокращаться: за девять месяцев 2020 г. поставки едва набирают 3,8 млн штук (падение на 33% относительно 9 мес. 2019 г.). При этом Huawei фактически выталкивает из этой группы прочие бренды, чтобы подготовить себе рынок для устройств с базовыми чипами.
· Бренды из Китая в целом занимают половину рынка. Их суммарная доля немного снизилась из-за сокращения поставок Huawei: в сегменте устройств стоимостью от 8 000 руб. она составляет 50%, в самом нижнем сегменте (от 2 000 руб.) — 49 %, по всему рынку мобильных телефонов с учетом кнопочных — 42%. При этом по обороту китайские бренды занимают только треть рынка.
Российские бренды занимают не более 3% на рынке смартфонов (по количеству) и 15% по всему рынку с учетом кнопочных мобильных телефонов, где российские марки Maxvi, Texet и BQ (Bright&Quick) занимают половину сегмента.
· Расходы покупателей выросли 9 мес. 2020 г. на 17% — до 603 млрд руб., но этот рост наполовину объясняется падением курса рубля. Суммарная доля оборота моделей компаний из топ-4 (Samsung, Apple, Huawei и Xiaomi) составляет 93%. Первую позицию по обороту делят между собой Samsung (32%) и Apple (31%). Далее следуют Huawei и Xiaomi, которые занимают соответственно 16 и 14 %. При этом только у Samsung и Xiaomi выросли средние цены, что объясняется пересмотром ассортимента в сторону более дорогих моделей.
В 2020 г. на рынке смартфонов появились три новых для России фактора, которые обусловлены пандемией COVID-19:
· С одной стороны, из-за удаленной работы и дистанционного обучения невиданных ранее масштабов резко выросла нагрузка на интернет-сети и мобильные устройства. Теперь нам нужны не просто трубки для звонка, а современные смартфоны с большим экраном, вычислительной мощностью и памятью. Можно сказать, что пандемия стала приговором как для кнопочных мобильных телефонов, так и для дешевых смартфонов. Этот фактор резко поднимает спрос на дорогие смартфоны.
· С другой стороны, несколько отраслей с середины весны стоят или работают вполсилы: общепит, развлечения, туризм. Огромная масса сотрудников, в том числе высокооплачиваемых, сидит без денег. Этот фактор, наоборот, снижает спрос на смартфоны.
· Наконец, третий фактор — это сбережения граждан: к концу года, несмотря на вторую волну пандемии, население привыкло жить в условиях полной неопределенности, в том числе тратить им, или экономить. Деньги на отпуск и развлечения еще остались в резерве, а возможности отдохнуть в ближайшее время, скорее всего, не будет. Это создает потенциальный спрос на дорогие покупки в канун Нового года.
Еще один фактор — падение курса рубля от стабильного курса 65 RUB/USD втечение 2019 г. до 75-80 RUB/USD в текущем году. Все смартфоны в России импортного производства, и бесконечно сдерживать рост цен за счет своей маржи импортеры и продавцы не смогут.
Что будет в последнем квартале года. Стоит напомнить, что в 4-м квартале 2019 г. был поставлен рекорд — импорт смартфонов (от 2 000 руб.) составил 12 млн штук. Побить его в 2020 г. будет сложно, особенно если Huawei не увеличит поставки. В этом случае не помогут даже рекордные темпы роста Xiaomi. Поэтому 2020 г. рынок смартфонов в России (от 2 000 руб.) закончит с ростом 1-2 % и объемом 38 млн штук, и это в лучшем случае. В свою очередь, рынок кнопочных мобильных телефонов (до 2 000 руб.) упадет на 18-20 % — до 8,5-9 млн штук.