Canalys

Опубликованные недавно сведения о поставках ПК в мире за I кв. 2025 г. выглядели весьма обнадёживающе, — +9,4% год к году. Учитывая, что во многом этот заметный прирост оказался обусловлен беспокойством ИТ-вендоров и их партнёров в отношении непредсказуемых последствий тарифной политики новой администрации США, логично было бы предположить, что и для других категорий высокотехнологичных товаров, по крайней мере ориентированных на частного потребителя (поскольку корпоративные и бюджетные закупки планируются сильно загодя), стоило ожидать схожей динамики. Но не тут-то было!

Поставки смартфонов в мире по кварталам, млн единиц, столбцы, и их годовая динамика, %, линия, правая шкала

Источник: Canalys

Как сообщает Canalys (ныне подразделение исследовательской компании Omdia), за первые три месяца текущего года в мировой канал продаж было отгружено всего только на 1% больше смартфонов, чем за аналогичный период 2024-го. Это, по мнению аналитиков, свидетельствует как о высокой затоваренности партнёрских складов не распроданными прежде мобильными устройствами, так и о более сильном, чем в случае тех же ПК, влиянии макроэкономической ситуации на смартфонный сегмент. Персональный компьютер — либо часть корпоративной ИТ-инфраструктуры, затраты на которую зафиксированы примерно на год вперёд, либо серьёзная, продумываемая заранее покупка для частного клиента. Особенно сегодня, когда самые простые и бюджетные модели ПК с успехом заменяются планшетами, и домой такое устройство приобретают по большей части для игр, выбирая заведомо не самую дешёвую конфигурацию и загодя планируя соответствующие расходы.

Смартфон, напротив, в особенности модель среднего или нижнего ценового сегмента, значительно доступнее по цене, и — как правило — приобретается в значительной мере спонтанно; просто потому, что имеющийся в наличии и вполне работоспособный аппарат владельцу разонравился. Соответственно, отложить такую покупку в условиях снижения располагаемых доходов психологически проще, да и новые модели сотовых аппаратов вендоры выпускают регулярно, на любой вкус и кошелёк, причём наиболее востребованные приложения на любом из них будут работать примерно одинаково хорошо, — здесь невозможна характерная для геймерских ПК ситуация «хочется играть именно в эту игру именно с такими системными требованиями, и потому приобретать компьютер подешевле смысла просто нет».

По этой причине смартфонный сегмент наиболее живо откликается на макроэкономические факторы, которые в условиях продолжающейся войны пошлин между США и КНР, очевидно, играют не в пользу увеличения абсолютных объёмов сбыта.

Что же до относительных величин долей, занимаемых ведущими вендорами этого сегмента, то в I кв. на первое место традиционно вернулась компания Samsung c 20%, Apple с 18% привычно переместилась на вторую позицию (она уже не первый год выбивается на самый верх исключительно в IV кв., на который приходится пик продаж анонсируемых ею обычно в районе октября новинок), а ниже расположились Xiaomi с 14%, а также Vivo и Oppo, на каждую из которых приходится по 8% квартальных отгрузок смартфонов в мировом масштабе.