Группа компаний МТС объявила финансовые результаты за 1-й квартал 2017 г. Выручка Группы сократилась на 1,1% в годовом исчислении до 104,7 млрд руб., что компания связывает с эффектом високосного 2016 г. Устойчивый рост пользования услугами передачи данных в России в сочетании с небольшим увеличением продаж мобильных телефонов обеспечил рост выручки на этом ключевом рынке. В рамках группы это компенсировало негативный эффект укрепления рубля к валютам компаний группы и, как следствие, снижение вклада в показатель выручки зарубежных дочерних компаний.
Общая выручка МТС в России выросла в 1-м квартале 2017 г. относительно аналогичного периода 2016 г. на 0,9% до 97,1 млрд руб. Выручка от мобильного бизнеса увеличилась на 0,8% благодаря росту потребления голосовых услуг и сервисов передачи данных. Выручка от фиксированного бизнеса сократилась на 1,2%, что также во многом обусловлено эффектом високосного года, но в целом общий рост по всем направлениям B2C-услуг компенсирует снижение выручки в непотребительских сегментах. Продолжила увеличиваться и выручка от продаж товаров, что также позволило обеспечить общий рост выручки МТС в России в условиях сокращения выручки от услуг системной интеграции.
Чистая прибыль Группы МТС сократилась до 12,5 млрд руб. с 14,5 млрд руб. годом ранее. На сокращение повлияло снижение прибыли от колебания курсов валют за счет относительной стабильности рубля, а также рост расходов на амортизацию вследствие развития сетей на ключевых рынках в России и Украине.
В мобильном сегменте выручка выросла до 71,7 млрд руб., что во многом обусловлено продолжением роста потребления услуг мобильной передачи данных. Несмотря на то что выручка от услуг в роуминге продолжила снижаться в годовом исчислении, в 1-м квартале 2017 г. наблюдалась стабилизация снижающегося на протяжении последних лет объема потребления голосовых и SMS-сервисов и дальнейший рост потребления услуг передачи данных абонентами МТС за рубежом.
В сегменте фиксированной связи в первом квартале 2017 г. выручка незначительно сократилась по отношению к 1 кварталу 2016 г. – на 1,2% до 15,2 млрд руб. Общее снижение обусловлено, в первую очередь, сокращением выручки в сегменте межоператорских услуг и связанным с этим снижением выручки от интерконнекта. В сегменте B2C компания показала рост, несмотря на продолжающееся сокращение потребления услуг фиксированной телефонии. Компания продолжила укреплять позиции на рынках фиксированного ШПД и платного ТВ: по нашим оценкам, доли МТС в Москве выросли до 35% в сегменте фиксированного ШПД и 31% - в сегменте платного ТВ, благодаря эффективному использованию возможностей сети GPON для предоставления максимально высокой скорости и качества услуг.
Выручка МТС от услуг системной интеграции снизилась в годовом исчислении на 43,7% до 1,4 миллиарда рублей. Это связано с завершением срока действия ряда контрактов «Энвижн Групп», в том числе договора об участии в реализации масштабного проекта строительства сети GPON МГТС и других внутригрупповых контрактов, реализация которых в результате завершения интеграционных процессов осуществляется в рамках базового функционала сотрудников «Энвижн Групп».
МТС достигла роста на 5,9% показателя выручки от продаж товаров за счет продажи как мобильных устройств и аксессуаров, так и программного обеспечения.
Объем продаж мобильных устройств и аксессуаров, который составляет порядка 90% в общем объеме продаж товаров, вырос на 2,1% в годовом исчислении до 10,3 млрд руб. благодаря дальнейшей реализации стратегии МТС в области ритейла. В 1-м квартале 2017 г. МТС продолжила расширять линейку мобильных устройств, продаваемых в собственной розничной сети, дополнив её более дорогими смартфонами в ответ на рост покупательского спроса на устройства высокой ценовой категории.
Благодаря повышению доступности рассрочки и улучшению финансовых опций в розничной сети МТС, клиенты чаще выбирают смартфоны с более широким функционалом (например, с камерой высокого разрешения, LTE-модулем, большим экраном). Более высокая стоимость продаваемых смартфонов вкупе с укреплением рубля помогли увеличить выручку от продаж смартфонов и рентабельность данного направления в первом квартале 2017 года.
МТС продолжила развивать потребление услуг мобильной передачи данных через стимулирование перехода клиентов на смартфоны и предоставление качественной высокоскоростной передачи данных. В результате проникновение смартфонов в сети МТС выросло до 56%, проникновение услуг передачи данных в сети достигло порядка 50%.