Выручка Группы увеличилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 106,8 млрд руб., что обусловлено увеличением пользования услугами голосовой связи и передачи данных на российском рынке. Общий вклад зарубежных дочерних компаний снизился вследствие укрепления курса рубля по отношению к другим валютам стран присутствия Группы.
Чистая прибыль Группы МТС во 2-м квартале 2017 г. выросла до 14,7 млрд руб. с 9,1 млрд руб. годом ранее (рост на 62,6%). Ключевым фактором роста чистой прибыли стало увеличение показателя OIBDA в годовом исчислении. В дополнение к этому во 2-м квартале 2016 г. МТС осуществила расходы на долгосрочный выкуп еврооблигаций, выпущенных на общую сумму 750 млн долл. с погашением в 2020 г. Эффект от выкупа составил 3,1 млрд руб.
Количество мобильных абонентов увеличилось в годовом выражении на 0,2% и составило 107,8 млн.
Россия
Общая выручка МТС в России выросла во втором квартале 2017 г. относительно аналогичного периода 2016 г. на 1,6%. За отчетный период выручка от мобильного бизнеса выросла на 3,1%. Выручка от фиксированного бизнеса сократилась незначительно, а выручка от системной интеграции была стабильной. Выручка от продажи оборудования сократилась незначительно в годовом исчислении.
В мобильном сегменте выручка увеличилась на 3,1% и достигла 75,1 млрд руб., что во многом обусловлено продолжением роста потребления услуг мобильной передачи данных. С декабря 2016 г. в МТС наблюдается рост потребления голосовых услуг и сервисов мобильного интернета, а также рост количества пользователей услуг связи в международном роуминге. Это может быть признаком восстановления экономики и потребительского спроса на эти услуги.
Абонентская база МТС в России увеличилась в годовом исчислении на 0,3% до 78,0 млн. В течение 2-го квартала 2017 г. Выручка от фиксированного бизнеса МТС сократилась на 0,7% в годовом исчислении до 15,2 млрд руб. в результате сокращения выручки в сегменте B2O и меньшего вклада от интерконнекта в этот показатель. В сегменте B2C МТС наблюдает продолжающееся снижение доходов от телефонии и рост в сегментах ШПД и платного ТВ. Согласно оценкам компании, на конец 2-го квартала 2017 г. доля МТС на рынке Московского региона составила 36,5% на рынке ШПД и 33,0% в сегменте платного ТВ. Количество пользователей GPON составило 1 782 000.
Выручка МТС от услуг системной интеграции сохранилась на уровне прошлого года и составила 1,3 млрд руб.
Выручка и валовая прибыль от продажи телефонов и аксессуаров
МТС сократила выручку от продаж товаров в связи с сокращением выручки от продаж телефонов и оборудования и программного обеспечения. Продажи телефонов и оборудования сократились незначительно в годовом исчислении, в то время как показатель гросс маржи вырос на 3,3 процентных пункта до 9,4%%. Во втором квартале МТС продолжила расширять свой ассортимент смартфонов и развивать мультивендорную модель продаж в соответствии со своей ритейл-стратегией.
Количество розничных точек продаж практически не изменилось с 1-го квартала 2017 г. На конец второго квартала розничная сеть МТС состояла из порядка 5700 магазинов с учетом франчайзинговых точек продаж. МТС также продолжает развивать направление электронной коммерции: выручка от онлайн-продаж во втором квартале составила 1,7 млрд руб. против 1,2 млрд руб. годом ранее. МТС снизила уровень продаж sim-карт, фокусируясь на росте качественных подключений.
Во 2-м квартале 2017 г. МТС продолжила развивать потребление абонентами услуг мобильного интернета, стимулируя переход с фичерфонов на смартфоны и запуск дата-ориентированных пакетных предложений. В результате проникновение смартфонов в базу МТС достигло 60%, проникновение дата-пользователей увеличилось до 51%, а проникновение пакетных тарифов в базу составило 42%.
Количество выпущенных карт МТС Деньги увеличилось до 3,8 млн штук на конец 2-ого квартала 2017 г. с 3,0 млн штук в аналогичном периоде прошлого года. Рост количества выданных карт обусловлен популярностью предложения МТС Smart Деньги с бесплатной связью для абонентов тарифной линейки Smart.
Приложение «Мой МТС» для самообслуживания и кросс-продаж цифровых услуг демонстрирует поступательный рост количества пользователей. На конец 2-го квартала 2017 г. этим приложением пользовалось более 9 млн клиентов оператора, что составляет порядка 12% от абонентской базы в России.
Партнерство компании за отчетный период
В июне МТС и Nokia подписали соглашение о партнерстве, в рамках которого компании будут совместно развивать и внедрять новые технологические решения Nokia для реализации инновационной стратегии и продвижения новых цифровых продуктов и услуг Группы МТС, таких как IoT, облачные решения, цифровая медицина, электронная коммерция, виртуальная и дополненная реальность, сети 5G.
В июне МТС подписала партнерское соглашение с Инновационным центром «Сколково» о развитии ИТ-сервисов МТС. Оператор планирует открыть доступ к интерфейсам программирования ряда собственных приложений и предоставить возможность внешним разработчикам применить свои технологии и алгоритмы к действующим сервисам оператора. Одной из ключевых площадок привлечения разработчиков для сотрудничества с МТС станет Инновационный центр «Сколково».