ИТ-компания КРОК объявила итоги операционной деятельности за 12 месяцев 2018 г. Выручка увеличилась на 34,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 30 320 млн руб.

Чтобы предоставлять клиентам новые digital-сервисы и обеспечивать их лидерство на рынке, КРОК в 2018 г. изменила операционную модель управления бизнесом, основываясь на лучших мировых практиках и инициативах сотрудников. Результаты этих изменений оказали положительное влияние на финансовые показатели и клиентский портфель компании.

По итогам 2018 г. количество клиентов КРОК увеличилось на 9,4% по сравнению с предыдущим годом и достигло 757. В прошлом году у КРОК появилось 216 новых клиентов, при этом также возросло и число клиентов с высоким LTV (Lifetime Value)— до 373. В 2018 г. в КРОК стартовал 1391 новый проект, что также превосходит показатели 2017 г. Всего за прошлый год специалисты компании работали над 2356 проектами.

В общей выручке КРОК по итогам 2018 г. увеличились доли новых направлений, объединенных в портфель digital-услуг. Он объединяет разработки в области виртуальной и дополненной реальности, проекты по робототехнике, облачные сервисы, аудиовизуальные комплексы и промышленные решения Индустрии 4.0. Суммарно эти динамично растущие направления принесли компании 2 592,4 млн руб., составив долю 8,5% в общей структуре выручки. Основным фактором увеличения выручки этих технологических направлений стала цифровая трансформация традиционных отраслей.

Наибольший прирост выручки в отраслевом портфеле по отношению к 2017 г. наблюдается в категориях: спорт — увеличение на 138% до 1 875,2 млн руб. (6,2% от общей выручки), ритейл и торговля приросли на 52% до 3 190,7 млн руб. (10,5% в структуре выручки), финансовый сегмент вырос на 48% по отношению к 2017 г. до 7 816,9 млн руб. — на него приходится наибольшая доля выручки КРОК — 26%. На долю госсектора в структуре выручки компании в 2018 г. пришлось 19,4% (5 893,2 млн руб.)

В 2018 г. со стороны ритейла наблюдался интерес к решениям на основе глубинной аналитики и машинного обучения, а также услугам, которые помогают улучшать клиентский опыт и управлять лояльностью покупателей. Решения Индустрии 4.0, IIoT, а также основанные на виртуальной и дополненной реальности пользовались спросом у заказчиков из промышленного сектора. Клиенты из финансового сегмента активно внедряли голосовых роботов-помощников, чат-боты и решения, призванные персонализировать банковские предложения и перевести коммуникацию с клиентом на ценностный уровень.

В 2018 г. КРОК продолжила развитие собственных продуктов и сервисов: выведены на рынок решение для мониторинга состояния помещения в ЦОД на основе IoT, интеграционное IT-решение для промышленной безопасности и охраны труда «цифровой рабочий», представлен прототип удаленного ассистента на основе AR — Remote Assistant, безопасная песочница для пилотирования на основе облака КРОК, разработан прототип мониторинга промышленных объектов с помощью дронов.

В 2018 г. доля услуг консалтинга в выручке КРОК составила 3,8%, увеличившись в денежном эквиваленте на 17% по отношению к показателям 2017 г. — до 1 160 млн руб. Проекты по организации корпоративных сетей и передача данных выросли на 9% к показателям прошлого года, составив 3,9% от совокупной выручки и увеличившись в денежном выражении до 1 181 млн руб.

По сравнению с 2017 г. услуги поддержки показали рост на 7%, достигнув 6 105,5 млн руб. Еще 29,3% от совокупной выручки ИТ-компании в 2018 г. пришлось на услуги интеграции. Направление вычислительных комплексов выросло на 171%, системы хранения данных продемонстрировали прирост в 167%. Направления электромеханических и слаботочных систем в категории «услуги» выросли в 2 и 4 раза соответственно. Такая доля классического бизнеса связана с сохранением тренда на модернизацию ИТ-инфраструктуры компаний и ее адаптацией под новые цифровые потребности. В 2018 г. клиенты компании демонстрировали спрос на проекты по направлению голосовых решений, созданию цифровых макетов предприятий; услуги по повышению эффективности каналов дистанционного обслуживания, услуги дата-центров и поддержки системного ПО.

Позитивное влияние на выручку КРОК в 2018 г. оказали проекты по созданию ИТ-инфраструктуры для ЧМ по футболу и оснащение современными инженерными и ИТ-системами крупнейших спортивных объектов России. Еще одним существенным фактом увеличения выручки стали проекты по созданию инфраструктуры для ряда системно значимых банков, федеральных ведомств и министерств, крупнейших федеральных торговых сетей, добывающих и нефтехимических компаний, в том числе в результате развития корпоративных цифровых инициатив.

В конце 2017 г. компания анонсировала цифровую трансформацию компании — инициативу по изменению подходов к разработке продуктов и созданию новых точек роста для бизнеса клиентов. Кросс-функциональные команды, в состав которых вошли специалисты по маркетингу и аналитике, программисты и ИТ-инженеры, менеджеры по развитию бизнеса и управлению персоналом, сформировали новый облик ИТ-компании. Теперь каждый бизнес-процесс ориентирован на достижение максимально высокого уровня сервиса для клиентов и партнеров экосистемы КРОК, а также создание дополнительной ценности для их конечных пользователей. За первый год трансформация коснулась более половины бизнес-подразделений, а непосредственное участие в ней принял каждый седьмой сотрудник.

Инициатива трансформации КРОК стала основой для разработки стратегии на период 2019-2021 гг. Одна из главных целей новой стратегии — дальнейшая диверсификация бизнеса и выход за пределы классической бизнес-модели интеграторов. ИТ-компания решила сосредоточиться на развитии новых бизнесов и брендов, которые помогут клиентам запускать цифровые инициативы и повышать эффективность бизнеса.

Портфель решений КРОК 2019-2021 состоит из пяти направлений: классического бизнеса — Core (проектные решения), процессного бизнеса — Services (услуги публичного облака КРОК, XaaS и SaaS ), прорывных технологий — Digital (в число приоритетных направлений вошли блокчейн, Big Data, VR/AR, искусственный интеллект, машинное обучение, IoT, BIM, «умный» город, машинное зрение, чат-боты, роботизация), консалтинговой экспертизы — Consulting (технический, стратегический, операционный консалтинг), а также продуктов и тиражируемых решений — Products (продукты корпоративного акселератора КРОК и собственные продукты КРОК). В 2018 г. в самостоятельный бренд был выделен бизнес компании в сфере облачных услуг; суббренд получил название «КРОК Облачные сервисы». Экспертиза ИТ-консалтинга, дополненная практиками digital-консалтинга сформировала суббренд «CROC Digital Consulting Services».

Обновление модели операционного управления позволило компании выйти в новые клиентские сегменты, расширить количество управляемых ИТ-сервисов и предлагать комплексные услуги с отраслевым фокусом. Расширение присутствия в сегменте SME, переход в работе с клиентами и партнерами в рамках Revenue Sharing, agile-методология и customer development в работе над проектами стали первыми результатами цифровой трансформации КРОК. В 2018 г. компания расширила аудиторию корпоративного акселератора, начав сотрудничество с цифровыми предпринимателями. В акселерационных программах наряду с сотрудниками компании стали участвовать стартапы с внешнего рынка.

В рамках стратегии 2019-2021 гг. КРОК планирует расти за счет перспективных технологий, управляемых ИТ-сервисов, консалтинга и сосредоточиться на развитии продуктовых инноваций.