КРОК подвёл итоги работы за прошедший год. Оборот компании по итогам 2020 г. вырос на 26% по сравнению с 2019 г.: с 31 млрд руб. до почти 39 млрд руб. с НДС (или с 26 млрд руб. до 33 млрд руб. без учета НДС). Четверть выручки КРОК пришлась на проекты, связанные с вычислительной инфраструктурой; самыми быстрорастущими направлениями бизнеса компании в 2020 г. стали телекоммуникационные сервисы, информационная безопасность и Big Data.
В 2020 г. было реализовано 2794 проекта для 888 клиентов. Общее количество проектов увеличилось на 10%, при этом крупных — с бюджетом от 100 млн руб. — на 11%.
В результате нового подхода, полностью ориентированного на создание ценностей для клиента и достижение его бизнес-целей, в 2020 г. новыми заказчиками КРОК стали 282 компании — это на 15% больше, чем в 2019-м. Выросло и количество клиентов с высоким показателем LTV (Lifetime Value): теперь компаний, которые непрерывно сотрудничают с КРОК три и более лет, уже почти две трети — 553 заказчика, выручка по ним увеличилась на 6%. Отток клиентов (Churn Rate) снизился на 23%. В 2020 г. география присутствия КРОК расширилась на 19% — до 422 городов по всему миру.
Самые крупные доли в выручке КРОК по итогам года распределились между вычислительной инфраструктурой (25,5% выручки), цифровыми процессами (9,2%), сервисом вычислительного оборудования (7,2%), а также сетевыми решениями и информационной безопасностью.
Некоторые технологические практики КРОК в течение 2020 г. стали особенно востребованы среди заказчиков. Компания объединила их в группу самых быстрорастущих направлений:
- телекоммуникационные сервисы (+97%);
- информационная безопасность (+44%);
- Big Data (+40%);
- облачные сервисы (+39%).
С 2020 г. все услуги и продукты, которые КРОК предлагает клиентам, распределены по трем основным кластерам: бизнес-решения, инфраструктурные решения, инженерные и мультимедийные системы. Показатели по этим сегментам по итогу 2020 г. выглядят следующим образом (в скобках — динамика в сравнении с 2019 г.):
- бизнес-решения (+33,5%);
- инфраструктурные решения (+19,4%);
- инженерные и мультимедийные системы (-16,2%).
В самом активно растущем блоке — бизнес-решениях — компания наблюдает восходящую динамику второй год подряд (+16,5% в 2019-м). В этот кластер собраны направления КРОК, позволяющие прицельно решать задачи наших клиентов: будь то создание виртуальных тренажеров для отработки внештатных ситуаций на производстве или развертывание LMS-системы для обучения сотрудников необходимым софт-скиллам.
Более трех лет в КРОК существуют отраслевые практики. Если взглянуть на выручку КРОК через призму ее распределения по вертикалям в 2020 г., увидим следующее деление:
- финансовый сектор (включает в себя банки, страховые и финансовые компании) — четверть выручки компании в 2020, прирост к 2019 составил 16%;
- государственный сектор — доля в общей выручке 17,8%, прирост к 2019 г. — 15%;
- промышленность — 16,2% от общей выручки, прирост к 2019 г. — 46%;
- розничные (торговые) компании — 11,6%, прирост к 2019 г. составил 31%.
Самыми быстрорастущими отраслевыми сегментами КРОК в 2020 стали:
- нефтегазовый сектор — рост в 2 раза;
- телекоммуникации — рост в 2 раза;
- энергетика — рост в 2 раза;
- промышленность — рост на 46%.
В первые дни пандемии технические команды КРОК вместе с маркетологами и менеджерами по развитию бизнеса сформировали новый портфель решений для удаленной работы, который включал в себя все необходимые средства и сервисы для эффективного функционирования удаленных команд заказчиков. Первая итерация этого комплекса мер была представлена рынку 23 марта 2020. В течение следующих месяцев вышло еще несколько версий этого портфеля.
В апреле 2020 г. был анонсирован отдельный комплекс решений для восстановления компаний после пандемии. Направления, входящие в антикризисный портфель, принесли прирост выручки в 82% за период с 1 марта по 30 сентября 2020 (по отношению к аналогичному периоду 2019 г.). Также в данных направлениях увеличилось количество проектов, а число новых клиентов выросло на 172%. Наибольшую динамику показали направления вычислительной инфраструктуры, цифровых процессов, унифицированных телекоммуникаций.
Трансформация в КРОК идет с начала 2018 г. Сначала изменения протекали традиционными циклами длиной в 6–8 недель. Спустя два года компания перешла к культуре непрерывных изменений. Такой подход позволяет КРОК быстро адаптироваться к любым изменениям и делать свои услуги и продукты еще более востребованными на рынке.
В 2020 г. КРОК решил перезагрузить процессы работы над внутренними продуктами компании. Благодаря новой методологии появились такие важные нововведения как «жизненный цикл продукта КРОК», «портрет продукта КРОК» и «портрет Product Owner КРОК». Это позволило более осознанно подойти к работе над ключевыми продуктами компании, такими как «КРОК.Облако» и платформе «Цифровой Рабочий», а также вывести на рынок несколько новых b2b-продуктов.
В особом фокусе у производственных департаментов КРОК в 2020 г. было дальнейшее развитие agile-моделей, которые позволили еще гибче и быстрее решать задачи заказчиков даже во время пандемии.
В планах КРОК на 2021 г. — продолжать работать над эффективностью: увеличить выручку на 20%.