По данным ITResearch в 1 квартале 2009 г. продажи (sales out) ноутбуков в России составили 570 тыс., а десктопов (включая самосбор) — 850 тыс. Это хуже на 30% и 40%, соответственно, показателей 1 квартала 2008 г. При этом соотношение между десктопами и ноутбуками составило 1 к 0,67, и фактически повторило уровень 4 квартала 2008 г.

Следует отметить, что традиционно во время кризиса падение покупательской способности сопровождается переориентацией потребителей на более дешевые решения. В связи с эти можно было ожидать, что поскольку десктопы в среднем дешевле, чем ноутбуки, именно на них должны были вернуться взгляды покупателей, а значит, доля ноутбуков должна была ощутимо упасть. Наблюдавшееся значительное сокращение (более 40%) поставок в Россию (sales in) ноутбуков производителями в 4 квартале 2008 г и 1 кв. 2009 г на первый взгляд подтверждало даный тезис. Однако в основном за этим фактом стояло то, что завезенные в расчете на high season значительные количества ноутбуков заблокировали склады дистрибьюторов, и данные оверстоки просто не позволяли импортировать новые количества. Дистрибьюторы в первую очередь решали проблемы сокращения складских запасов до минимального операционного уровня, не спеша возобновлять закупки.

Следует учитывать, что российские потребители делятся на две основные группы: физические и юридические лица, сильно отличающиеся потребительской политикой. Первая целевая группа последнее время все больше тяготела к ноутбукам, в то время как организации предпочитают оснащать массовые рабочие места стационарными компьютерами.

Соответственно, на снижение доли ноутбуков в основном «работало» развитие кризиса в среде домашних потребителей, в то время, как проблемы бизнеса и прекращение госзакупок, произошедшее вследствие запуска пересмотра Бюджета РФ «препятствовали» данному процессу, снижая потребление десктопов.

Данные ITResearch показывают, что эти разнонаправленные процессы оказались в 1 квартале примерно равными по силе, благодаря чему соотношение между ноутбуками и стационарными компьютерами осталось неизменным. Вместе с тем, учитывая ухудшение состояния дел в розничном сегменте, а также размораживание бюджетов, можно с высокой степенью уверенности прогнозировать, что усиление присутствия десктопов на российском рынке компьютеров может произойти уже в самом ближайшем будущем.