С 1 ноября российским представительством HP управляет новый генеральный директор. Событие получило хорошую прессу, рынок, похоже, искренне рад назначению (впервые) на столь высокий пост нашего соотечественника. Некоторое недопонимание вызвал только алгоритм замены топ-менеджера. Оуэн Кэмп не был переведен на другую позицию в обширной общемировой структуре HP и не объявил о переходе в другую компанию.
Можно предположить, ибо официальной мотивировки не было, что причиной является неудовлетворенность состоянием дел в компании.
Внешнему наблюдателю предположить такое достаточно сложно. В активе Кэмпа целый ряд очевидных достижений, о которых он, кстати, с гордостью упомянул на прощальной пресс-конференции.
На момент его вступления в должность HP по существу был весомо представлен в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас у компании более 10 полноценных региональных офисов, а это — мощнейший плацдарм для покрытия всего рынка страны.
Точных цифр нет, но есть ощущение, что вклад России в общий бизнес HP стал существенно выше, и влияние московского офиса усилилось. Данный фактор имеет как объективные, так и субъективные причины, связанные с личностью руководителя. Все-таки во главе офиса стоял один из вице-президентов компании. Дай бог, чтобы Александру Микояну предоставили хотя бы близкий по влиянию статус. Хотя для дела это было бы правильно.
Большое развитие получили программы повышения социального статуса и социальной ответственности компании (открытие научных лабораторий, предоставление грантов ВУЗам, поддержка средних учебных заведений и пр.). Прямых дивидендов от этого нет, скорее убытки, но для перспектив компании на локальном рынке это чрезвычайно важно.
Что же у нас в минусе? Ключевым моментом наверное можно считать следующий: за годы руководства Оуэна Кэмпа бизнес HP вырос в 4 раза, однако, за последний год он уменьшился в 2 раза. Такая динамика (последняя ее часть) действительно могла стать основанием для смены руководителя, хотя надо учесть два момента. Во-первых, в период кризиса 50% падение объемов бизнеса — цифра близкая к средней на нашем рынке. Правда HP — не средняя компания, но надо также учесть, что финансовый год HP (с 1 ноября) «лег на кризис» крайне неудачно с точки зрения отчетности. Помнится, год назад, когда менеджеры большинства компаний уже предчувствовали падения бизнес — показателей по итогам 2008г., HP рапортовала о великолепных результатах очередного финансового года. И тому есть кроме объективных еще и субъективная причина — ноябрь и декабрь 2008г., когда игроки российского рынка начали ощущать реальный негатив кризиса, не попали в отчетность компании. Зато теперь — наоборот, нынешняя отчетность HP охватывает наиболее провальное время и сравнивается с великолепными результатами фактически докризисного периода. Отсюда такие уровни падения бизнеса вовсе не удивительны. У других будет получше: во-первых у них будет сравнение с подпорченным кризисом 2008г., плюс сейчас ситуация немного выправляется с каждым месяцем.
С другой стороны хронология событий неявно говорит, что решение было принято немного, а может быть , много раньше. Нынешний глава представительства появился в компании в начале года и все это время, как это было озвучено на пресс-конференции, работал в тесном контакте с Оуэном Кэмпом. Наверное, это не случайно, как и то, что Александр Микоян с самого начала находился на ключевой в структуре бизнеса HP должности — директора Группы корпоративных решений. То есть, похоже, решение, по крайней мере, предварительное было принято уже тогда.
Остается предположить, что причина в структурных изменениях бизнеса HP, которая в последнее время превращается из общепризнанного лидера среди поставщиков оборудования в интегрированного поставщика услуг. Среди грандов IT-рынка это сейчас одна из ключевых тенденций, для этих целей приобретаются целые компании, зачастую весьма крупные. У самой НР было одно из самых крупных приобретений в этом направлении — компания EDS, уже более года входящая в состав НР, и теперь трансформирующаяся во внутреннюю структуру HP Enterprise Services.
Надо признать, что в этой сфере позиции HP в России наверное пока не самые сильные. Управление ИТ-сервисами — задача, имеющая свою специфику. И, если она становится приоритетом, а в своей скромной тронной речи новый глава российского HP Александр Микоян, это довольно заметно обозначил, то требуется и новые подходы в руководстве.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»