На днях была опубликована новость о сотрудничестве VMware и Google в сфере облачных вычислений. Хотелось бы рассмотреть эту тему поподробнее, и по сути, и в историческом аспекте.
Еще два-три года назад стало очевидно, что акцент борьбы на современном рынке инфраструктурного ПО быстро смещается в сторону облачной модели использования ИТ. Пионерами в процесс освоения подобных инноваций, как обычно в таких случая, стали «новички» (известные компании, но все же не из мира традиционных ИТ) – Amazon, Google, Salesforce… Но было вполне очевидно, что ветераны ИТ-отрасли не останутся в стороне от этого процесса, и настоящие дела начнутся, когда в бой за облака пойдет «тяжелая артиллерия» – IBM, Microsoft, Oracle,…
Однако в 2008 г. появился еще один, довольно неожиданный тогда претендент на лидерство в облаках – VMware. Компания на тот момент уже очень известная, безусловный лидер в области средств виртуализации, но все же – нишевый игрок, не платформенного уровня. Но как раз два года (точнее, год и восемь месяцев) назад VMware заявила о свои амбиционных, далеко идущих планах. Именно тогда назначенный незадолго до этого новый руководитель компании Пол Мариц публично сообщил о планах создания качественно новой облачной операционной системы, пообещав отправить традиционные ОС на задворки истории. И хотя в его словах чаще мелькало название Windows, было понятно, что речь идет совсем не только о Microsoft.
А спустя месяц на рынке произошло еще одно знаковое событие: Microsoft заявила о планах создания собственной облачной платформы Windows Azure. Причем ключевым моментом тут стало именно то, что Редмонд впервые стал позиционировать себя в роли сервис-провайдера, а не только в качестве поставщика ПО.
Чем могла ответить на это VMware? Останется ли компания в роли разработчика ПО, оставив освоение поля облачных услуг специализированным компаниям? Хотя в тот момент лидеры VMware говорили о своей приверженности традиционной схеме разделения труда на ИТ-рынка, независимые эксперты сходились во мнении, что компания, если она хочет оставаться лидером рынка, просто будет вынуждена начать активно осваивать новую для себя сферу облачных услуг. Так и случилось.
Решительный шаг в этом направлении VMware сделала в августе прошлого года, купив фирму SpringSource с ее технологической платформой Spring Framework, реализованной на принципах Open Source. А потом в январе она выкупила у Yohoo! компанию Zimbra, известного поставщика решений категории OpenSource для электронной почты и поддержки совместной работы. И наконец, в этом мае VMware приобрела GemStone, что позволило ей пополнить портфель предложений SpingSource инструментами управления данных, и, что возможно, еще важнее – расширить спектр используемых для разработки приложений языков программирования, в том числе такого популярного, как Ruby, предназначенного для создания Web-приложений.
Но все же до недавнего время вопрос, как VMware будет продвигать свое приобретение в облачном формате, оставался открытым. Однако теперь ответы на него появляются, ситуация проясняется.
В конце апреле стало известно о формировании альянса Salesforce и VMware: они объявили о намерении создания совместного облачного сервиса VMforce, предназначенного для создания и функционирования корпоративных Java-приложений. Напомним, Salesforce является признанным лидером SaaS-рынка, она сегодня управляет информацией более 70 тысяч корпоративных клиентов. В то же время, по данным Vmware, сообщество пользователей платформы Spring насчитывает 2 млн человек, а всего в мире насчитывается 6 млн Java-разработчиков. Понятно, что объединение различных технологий и разных категорий клиентов может дать мощный синергетический эффект.
В арсенале Salesforce уже имеется мощная облачная платформа – Force.com, но это –высокоуровневая система создания облачных приложений с использованием готовых объектов. VMforce качественным образом расширяет ее возможности, добавляя к ней массовый уровень Java-разработки. Правда, на рынке уже есть облачные Java-сервисы, в частности, в составе служб Amazon Web Services (AWS), но возможности Spring Framework аналитики оценивают выше.
И вот теперь еще и соглашение с Google. Понятно, что это развитие стратегической линии на широкое отраслевое сотрудничество в деле освоения качественно новой для себя сферы поддержки разработчиков прикладных решений, причем сразу в рамках облачной модели. Но в случае с Google есть очень любопытный момент.
С одной стороны, деловые интересы VMware и Google до сих пор вроде бы не пересекались, и в этом плане их сотрудничество выглядит взаимодополняющим и потому вполне естественным. Но, с другой, до сих пор в вопросах создания облачного ИТ-будущего они выступали как принципиальные идеологические противники. Тут нужно вспомнить, что еще в начале 2009 г. Пол Мариц, выступая на конференции VMworld ‘2009 Europe, сделал особый акцент на методологических аспектах реализации модели облачных вычислений. Как известно, основа бизнеса VMware – технологии виртуализации. Но нужно иметь в виду, что виртуализация — не единственный вариант для создания «облака». Этот тезис, в частности, в тот момент активно продвигали Google и Amazon, подчеркивая, что использование виртуализации необходимо только для поддержки приложений, написанных для традиционной схемы организации вычислительных центров. А для реализации настоящих современных облаков нужно создавать системы на качественно новых архитектурных принципах, и в этом случае никакая виртуализация не нужна в принципе.
Позиция же VMware была принципиально иной: без виртуализации решить задачи масштабирования и доступности ресурсов в любом случае не удастся. Фактически Пол Мариц предложил даже тогда, в начале 2009 г., объединиться всем поставщикам средств виртуализации вокруг данного тезиса. Но время расставило рыночные приоритеты по своим местам. Сейчас понятно, что сближающих моментов для VMware и Google все больше и больше (чему способствует рост роли той же Microsoft в сфере как виртуализации, так и облачных вычислений). Для первой нужен опыт Google по созданию и продвижению облачных сервисов, для второй – крепкие позиции WMware на корпоративном рынке.
Андрей Колесов, обозреватель PC Week/RE, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка».