Динамика на рынке мобильных компьютеров в последнее время явно не вызывает оптимизма. Однако она вполне объяснима.
Весенне-летний спад — нормальное сезонное явление, и в потребительской сфере он проявляется чаще даже ярче, чем в корпоративной, хотя и там имеется снижение. Но показатели этого года идут, прямо скажем, по нижней кромке возможного интервала допустимых динамических значений для сезонного спада.
Первый квартал показывал высокие темпы выхода из кризиса, вплоть до того, что на рынке, — не только на российском, в этом случае речь больше о мировом, — возник дефицит продукции. В таких условиях закупщики старались взять на склад столько товара, сколько позволяло предложение. В России аппетиты канала, видимо, дополнительно были подогреты задержками с таможенным оформлением, имевшими место в январе-феврале. И как только ситуация с ними в целом разрешилась, товара на склады дилеров поступило несколько больше, чем нужно. Рынок довольно резко перебросился из состояния дефицита в состояние затоваренности.
Обычный же сезонный спад спроса оказался несколько сильнее, чем ожидалось, что связано с последствиями кризиса и неравномерностью проявления фактора отложенного спроса. В результате ситуация сложилась тревожная.
Колебания курсов валют, отрицательная коррекция мировых финансовых рынков лишь подливают масла в огонь опасений.
При этом надежда на восстановление рынка к третьему кварталу остается, скорее всего показатели июля, когда начнется загрузка канала под сезон back-to-school, будут для игроков более радостными.
Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch