Рынок мониторов, как и другие высокотехнологичные рынки, подвержен зарождению и развитию различных технологических трендов, основная роль которых заключена в развитии модельного предложения и стимулировании покупательской активности. Из основных волн можно вспомнить гонку миллисекунд, внедрение формата 16:9 и переход от люминесцентной на LED подсветку (обо всех этих трендах подробно писалось на страницах Бестселлеров®).
Надо сказать, что все вышеперечисленные тренды к улучшению качества изображения не имели прямого отношения, а именно этого желает большее число пользователей мониторов (об этом, в частности, говорят исследования потребительских предпочтений). Более того, упомянутые тренды по сути даже несколько ухудшали потребительские свойства мониторов. Например, в случае сверхбыстрых мониторов приходилось идти на ухудшение цветопередачи и углов обзора. Интересно также, что нельзя назвать ни одну крупную компанию (пожалуй, только за исключением NEC), которая выделяла бы выдающееся качество изображения в основное конкурентное преимущество своих мониторов, отличающее их от изделий других фирм.
На этом фоне интересна недавняя заявка компании BenQ на превращение технологии VA-матриц в базу для производства относительно массовых мониторов.
Как известно , на рынке мониторов сейчас представлены устройства, созданные на базе трех типов матриц: TN, VA, IPS. Причем, первая технология абсолютно доминирует. Мониторы на VA и тем более IPS матрицах обладают лучшим, чем TN качеством изображения, но они как раз достаточно «медленные» и при этом еще и значительно дороже, что препятствует развитию их активных продаж. Ценовой разрыв в десятки и сотни процентов является непреодолимым для большинства пользователей.
Компания BenQ анонсировала сразу несколько относительно бюджетных устройств диагональю от 21,5″ до 24«, которые оборудованы VA матрицами и , как следствие, имеют более качественное изображение («честные» 8 бит глубины цвета по каждому каналу, большую стабильность изображения при отклонении наблюдателя от нормали, отсутствие светящихся битых пикселей (на VA они темные), высокую статическую контрастность и др.). Несмотря на то, что VA-матрица потребляет больше энергии, чем традиционные TN, применение светодиодной подстветки позволило добиться хорошего уровня энергопотребления. При этом разрыв в цене с предыдущим поколением мониторов (на TN-матрицах) составляет всего 10-15%, что при умелом продвижении неспособно остановить покупателя. Для примера, стоимость
Стоит отметить, что ранее лицензия на VA технологию принадлежала компании Fujitsu. Теперь срок действия лицензии истек, что открывает дорогу для крупнейших мировых производителей матриц для переоборудования своих TN линий. AU Optronics в этом деле оказалась впереди всех, поскольку фактически является одним их совладельцев Fujitsu. Ну а BenQ, как известно, имеет очень тесные связи с эти крупнейшим производителем ЖК-матриц. Что и обеспечило ей, по крайней мере, на некоторое время лидерство в данном вопросе.
Правда очень важной задачей является необходимость донесения до широкого круга потребителей преимуществ VA-матриц. В случае если эти преимущества не получится донести до потребителя, вышеупомянутые 10-15% разницы в цене могут полностью разрушить планы BenQ по переводу VA в бюджетный сегмент. Вызвать волну интереса к такого рода дисплеям может класс продвинутых пользователей, уже знакомый с матрицами такого типа по профессиональным мониторам и знающий, какого рода пользу могут нести новые аппараты.
Нет сомнения, что остальные производители мониторов понимают значимость данного события, и мы можем увидеть в ближайшей перспективе активное обновление модельных рядов VA-мониторами. И BenQ, у которой сейчас фактический (но не долгосрочный) эксклюзив на решения на VA матрице, должен еще успеть «снять сливки» за счет соскучившихся по хорошим матрицам потребителей. Без масштабной поддержки новая мода не образуется, решение останется нишевым, и рынок мониторов упустит неплохой стимул к обновлению парка и росту.
Стоит также отметить еще одну потенциальную проблему. Несмотря на все плюсы возникновения нового «VA-тренда», есть вопросы к его своевременности. Рынку сейчас еще хватает шумихи вокруг LED технологии, и наличие дополнительного стимула может оказаться не настолько значимым, насколько оно стало бы, допустим, через полгода-год, когда не-LED мониторы станут редкостью.
Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch