Вендоры постоянно ищут новые маркетинговые фишки, способные подтолкнуть продажи. А на рынке устройств печати их сейчас, мягко говоря, немного. Конечно, имеются в виду те, которые могут реально восприниматься потребителем. Поэтому неудивительно, что компания Samsung на последней презентации своих новыхлазерных принтеров и МФУ делала акцент на встроенную функцию Wi-Fi.
О теоретической ценности Wi-Fi в устройствах печати говорилось уже давно. Однако длительное время эту идею воспринимали в основном только технологические энтузиасты. Что и отражала реальная насыщенность встроенным Wi-Fi товарных линеек устройств печати, не говоря уже о статистике продаж.
Анализ товарного предложения устройств печати показывает, что потенциал для Wi-Fi как штатной функции еще весьма велик. В наибольшей степени технология представлена в струйных МФУ, где, как видно из анализа товарного предложения (см., например, «Струйники консолидируют ряды», «Бестселлеры IT-рынка», №3, 2010 г.), процентов 40 устройств имеют встроенный Wi-Fi. В то же время в предложениях струйных принтеров эта цифра не доходит даже до 10%, что, наверное, можно объяснить тем, что в этих устройствах, постепенно теряющих свои позиции под натиском МФУ, весьма критичен фактор цены. А встроенная функция Wi-Fi стоит дополнительных денег.
В лазерном сегменте ситуация еще менее радужна. Достаточно сказать, что еще год назад компания ITResearch в своих обзорах товарного предложения лазерных принтеров вообще не включала этот интерфейс в список основных параметров анализируемых устройств. Но постепенно ситуация изменялась, и вендоры (Brother, HP, Lexmark, Samsung) начали осторожно, без особого маркетингового ажиотажа, включать Wi-Fi в состав штатных интерфейсов лазерных устройства печати. Однако и сейчас еще общее число лазерных моделей со встроенным Wi-Fi едва ли превышает полтора десятка.
Если говорить не о товарной насыщенности, а о реальных продажах, то и здесь впереди струйный сегмент, где доля устройств со встроенным Wi-Fi исчисляется уже несколькими процентами. В лазерном сегменте, конечно, тоже наблюдается постепенный рост популярности устройств с беспроводным интерфейсом, но все же здесь правильней говорить об отдельных успешных проектах. Например, у той же компании Samsung в текущем году был выпущен цветной лазерный принтер начального уровня, одна из конфигураций которого, оснащенная встроенным Wi-Fi, составила более-менее значимую долю продаж этой модели. То же самое можно сказать и о модификациях с беспроводным интерфейсом новых монохромных и цветных принтеров начального уровня компании HP.
Можно, наверное, назвать две причины, обусловливающие такую конъюнктуру. Во-первых, встроенный Wi-Fi в большей степени востребован в домашних моделях, нежели в корпоративе, что собственно и обусловливает лидирующие позиции струйных устройств в данном вопросе. По мере того, как лазерные устройства становятся все более популярными в домашней печати, шансы на расширение группы моделей с встроенным Wi-Fi здесь возрастают.
Во-вторых, не совсем адекватное ценовое предложение. Ведь даже в новых устройствах Samsung, появление которых стало поводом для данного комментария, за опцию Wi-Fi надо доплатить около 1000 руб. И это еще не предел, в других лазерных устройствах эта дельта еще выше. На фоне текущих цен на low-end-модели, которые собственно и идут сейчас в домохозяйства, это более чем заметная величина. И она, похоже, связана не с себестоимостью, а носит маркетинговый характер. Иначе как объяснить, что та же функция в струйных устройствах обходится много дешевле. Думается, что ее можно (и нужно) снижать, это будет реально способствовать повышению конкурентоспособности моделей.
Если спрогнозировать весьма вероятное развитие двух параллельных тенденций: рост покупательской способности и постепенное падение стоимости опции Wi-Fi, то перспективы данной функции выглядят достаточно оптимистично. Тем более на фоне роста в домохозяйствах количества устройств, с которых можно осуществлять печать.
Поэтому можно предположить, что момент для активного
включения моделей с Wi-Fi в продуктовые линейки и начала маркетингового
давления на канал и потребителя уже назрел.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»