Первая реакция на новость о покупке компании Motorola Mobility: вот так уходит со сцены Великая Компания, известная своими микропроцессорами, давшая миру не только первый автомобильный приемник (MOTO +victoROLA — это автомобиль + название популярного приемника) и Walkie-Talkie, но и спутниковую систему персональной связи Iridium...
Действительно, от той Motorola, которую все мы знали с незапамятных времен, осталось одно подразделение Motorola Solutions, включающее оборудование беспроводного широкополосного доступа и профессиональной радиосвязи и всякие «примочки» к этому набору, типа защищенных и специализированных компьютеров, устройств RFID и разнообразных радиостанций (опять же — для производственной и профессиональной связи). А жаль...
Но это так, лирическое отступление (тем более что бренд Motorola в случае покупки предполагается сохранить), а по сути, попытаемся понять, почему состоялась эта «сделка века», и как это может повлиять на рынок мобильных устройств.
Для начала напомним, что некоторое время тому назад компания Motorola Mobility вела переговоры с Microsoft, но, наверное, программному гиганту не приглянулся этот (в последние годы не столь успешный, как Nokia, с которым недавно установлено партнерство) игрок телеком-рынка. Компания давно перестала значиться в списке лидеров рынка мобильных устройств. Только в США она, согласно исследованию Nielsen, пока еще удерживает
Динамика продаж мобильных телефонов компанией Motorola
Источник: Pyramid Research
В общем, компании требовались серьезные инвестиции, и она решила «продаться задорого». И это ей, вероятно, удастся (сделка планируется к завершению в начале 2012 г.). Конечно, у Motorola Mobility есть много привлекательного с точки зрения такой «программной» и «интернетовской» фирмы, как Google: производство (в том числе и чипсетов), каналы продаж, но главное — патенты. Кроме того, Motorola Mobility как бы «своя» для Google: она входит в пул компаний, выпускающих мобильные устройства на открытой платформе Android. Понятно, что смартфон под маркой Google вводит этого крупного интернет-игрока в круг поставщиков устройств мобильной связи, открывает ему новые каналы сбыта, но главный козырь Motorola Mobility — ее библиотека патентов, которая вполне компенсирует (для Google как покупателя) текущие неудачи телеком-компании на рынке смартфонов. Здесь уместно привести признание главы Google Ларри Пейджа на пресс-конференции по поводу данной сделки, что патенты — одна из основных причин ее заключения, поскольку «...в ситуации, когда ОС Android подвергается координированным атакам в области патентного права со стороны Apple и Microsoft, сделка с Motorola усилит и пополнит патентный портфель Google».
Кстати, став производителем не только платформы, но и аппаратного обеспечения всего устройства, Google, скорее всего, придется пересмотреть некоторые патентные соглашения с другими своими партнерами.
Другой плюс покупки — она позволит Google сделать свою ОС более «стандартной», поскольку многочисленные производители устройств в стремлении придать им как можно больше уникальности «плодят» разные модификации платформы. И хотя все это разнообразие, вероятно, и обусловило лидерство Android с долей рынка во
Кстати, другие производители устройств на платформе Android пока не видят для себя угрозы в этом слиянии. Так, в комментариях для Financial Times представители Samsung сообщили, что «....не рассматривают новость как негативную, хотя ситуация нуждается в анализе». Аналогичным образом высказались агентству Bloomberg и представители HTC, добавив, что «...привносимый Motorola портфель патентов даст всему сообществу Android определенные преимущества». Напомним также, что Samsung, HTC и LG Electronics предлагают устройства не только на базе Android, но и смартфоны на платформе Microsoft. И это дает им возможность изменить свою стратегию, если Motorola вдруг получит преимущественные права на новые релизы или технологии для Android.
Однако в альянсе Google + Motorola Mobility есть и «подводные камни». До сих пор Google, по большому счету, не являлась конкурентом операторскому бизнесу. «Общими» областями были картография, навигация, мобильные платежи и мобильная реклама. Угроза повышения конкуренции в случае стратегических ошибок есть, поскольку операторы контролируют потребительские устройства, да и операторские сети традиционно являлись для Motorola важными каналами продаж.
В целом, Motorola Mobility становится ключевым элементом конкурентной борьбы Google на рынке мобильной связи.
Галина Большова, внештатный эксперт «Бестселлеров ИТ-рынк», с использованием материалам European Communications newsletters, Financial Times, Pyramid Research