Слухи о слияниях и поглощениях всегда будоражат рынок, поэтому недавнее сообщение о возможном объединении двух крупнейших в России сетей бытовой электроники «М.Видео» и «Эльдорадо» вызвало неподдельный интерес. Структура возможной сделки не совсем понятна, поскольку здесь задействована еще и чешская финансовая группа PPF, которая недавно полностью выкупила «Эльдорадо» у российских совладельцев. Вроде как предполагается, что «М.Видео» может купить «Эльдорадо», а потом группа PPF может получить контрольный пакет в объединенной компании.
Эта схема, выстроенная в комментариях некоторых финансовых аналитиков, кажется мне мудреной, тем более, что они же говорят о том, что данную сделку может не пропустить ФАС, ибо образуется монополист с потенциальной долей рынка более 40%, что не укладывается в антимонопольные нормативы. Далее делается предположение, что дабы избежать этого «М.Видео» может уступить часть магазинов «Эльдорадо» другим сетям типа «Техносилы» или «МедиаМаркта». Это еще более непонятно, ибо фактически предполагает убивание марки «Эльдорадо». Что-то типа того, как в свое время растащили на части торговую сеть «Мир».
На самом деле, на мой взгляд, ничего из этого вообще не получится. Даже подобная по сути шумиха полуторагодовой давности о возможном приобретении сети «М.Видео» немецкой компанией Media-Saturn-Holding GmbH, которая, как известно, ничем не закончилась, и то выглядела логичнее. Тогда розничный рынок только выходил из кризисного коллапса, и большинство сетей находились, мягко говоря, не в самой лучшей кондиции, в том числе и субъект нынешней потенциальной сделки «Эльдорадо». К «М.Видео» это относилось в меньшей степени, но, в принципе, почему бы было не продаться в не самые легкие времена достаточно мощной международной структуре. Сейчас «М.Видео» достаточно прочно стоит на ногах и подобная перспектива ей уже гораздо менее интересна (это я о версии с переходом контрольного пакета в объединенной компании к структурам PPF). Ослаблять марку «Эльдорадо» ( теперь уже речь идет о другой гипотезе — передачи части магазинов этой сети от покупающей ее «М.Видео» с последующей передачей контроля к структуре PPF другим конкурирующим сетям с тем чтобы удовлетворить критериям ФАС) тоже категорически не стоит. Да, наверное, у российских владельцев сети были проблемы, заставившие их переуступить компанию чешским коллегам, но состояние самой марки вряд ли может вызывать беспокойство. Компания все же преодолела кризис, и в значительной степени сохранила свою структуру и вес на рынке.
Вообще сама идея объединения «М.Видео» и «Эльдорадо» (а тем более в режиме поглощения) кажется мне неразумной. Это две существенно разные модели. И формат магазинов, и их расположение, и унификация торговой политики в различных магазинах — все отличается. В «М.Видео» гораздо более квалифицированный торговый персонал, менее агрессивная и более интеллигентная реклама. Наконец, более продвинутый товар и ... более высокие цены. Я вовсе не хочу сказать, что у «М.Видео» все лучше, чем у «Эльдорадо», нет, просто это разные модели бизнеса. «М.Видео», на мой взгляд, ориентирована на high-end покупателя, в то время как «Эльдорадо» — скорее на low-end.
Если просто трансформировать магазин «Эльдорадо» в магазин «М.Видео», сменив вывеску, то типовой покупатель «М.Видео» придет как бы в несколько иной мир. А если при этом все привести к стандартам «М.Видео», то привыкший ходить в это место города покупатель «Эльдорадо» ( а ведь именно эту цель преследует интеграция «чужих» торговых точек) сразу почувствует ценовой дискомфорт и, возможно , постепенно забудет сюда дорогу.
«М.Видео», на мой взгляд, итак сейчас развивается очень, может быть даже слишком форсировано. Резкий рост общего числа магазинов и форсированное расширении региональной структуры в соответствии с принятой стратегией по расширению своего присутствия в городах с населением менее 100 тыс. человек , могут вступить в противоречие с едиными стандартами сервиса. А это чревато потерей лояльности своей традиционной покупательской базы, размыванием конкурентных преимуществ. Тут есть над чем подумать.
Мне кажется, что они подумают и решат, что поглощение «Эльдорадо» — не лучший вариант развития в данный момент. А скорее всего и планов таких могло не быть. Слухи вызвали пиар-волну, а это никогда не вредило.
Интересно, что в 2010г. на фоне слухов о возможной продаже «М.Видео» структурам немецкой компании Media-Saturn акции «М.Видео» краткосрочно подскочили аж на 20%, а сейчас особого эффекта не наблюдалось. То ли рынок не поверил в саму возможность обсуждаемой сейчас сделки, то ли ему сейчас не до этого, все с напряжением следят что скажет г-н Бернанке.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»