Опыт строительства объектов мобильной связи на автомагистрали «Амур» совместными усилиями сразу трех ведущих операторов мобильной связи вполне может быть растиражирован. В частности он может послужить основой для взаимодействия Минкомсвязи РФ с операторскими компаниями при внедрении сотовой связи на других дорогах в малонаселенных районах страны.

Начнем с того, что строительство автодороги от Читы до Хабаровска осуществлялось в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Причем сразу же после ее завершения в 2010 г. выявились существенные недостатки проектирования, в том числе и связанные с отсутствием телекоммуникационных услуг практически на всем протяжении трассы.

В итоге, 30 августа прошлого года председатель правительства РФ Владимир Путин дал Минкомсвязи поручение обеспечить данную трассу мобильной связью. Участие высших лиц государства позволило реализовать проект в рекордно короткие сроки — за один год: в обычном случае выделение частот и согласование документации отнимает у операторов больше времени, чем заняло все строительство сети на трассе «Амур».

Реализации проекта в кратчайшие сроки также способствовало конструктивное взаимодействие участников строительства с коллегами из транспортной и энергетической отрасли, в частности совместная работа с РАО «ЭС Востока», «МРСК Сибири», «ФСК ЕЭС» и РЖД для организации электропитания по каждому объекту. Обеспечение радиопокрытия на всем протяжении трассы «Амур» позволяет ускорить развитие придорожной инфраструктуры и существенно повысить удобство и безопасность магистрали для участников дорожного движения.

Нельзя забывать и о людях, живущих в близлежащих деревнях и поселках. До этого момента многие из них были лишены возможности пользоваться услугами современных телекоммуникационных технологий. Для них появление мобильной связи означает новое качество жизни. Безусловно, выиграют от прихода мобильной связи также предприятия, чьи мощности расположены в зоне автотрассы.

Впервые в России три крупнейших оператора мобильной связи страны объединились и общими усилиями построили инфраструктуру, которую теперь будут совместно использовать. По мнению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева, модель проекта «Амур» может быть применена и для покрытия связью других федеральных трасс и малодоступных регионов, куда операторам было невыгодно идти поодиночке. В России порядка 50 тыс. км дорог федерального значения, 600 тыс. км дорог регионального значения, из них сотовой связью на данный момент покрыто меньше половины.

Следом за первопроходцами на трассу «Амур» пришел и национальный оператор связи «Ростелеком», который приступил к строительству объектов наземной инфраструктуры для обеспечения современными ИКТ-услугами населенных пунктов и территории, прилегающие к автодороге. Например, только в Сибирском федеральном округе на участке «Чита — Амазар» в 2011 г. он подключает к своей магистральной сети 34 населенных пункта Забайкальского края, в которых обеспечит услугами связи население и 62 объекта инфраструктуры (объекты МЧС, МВД, здравоохранения, Минтранса).

Петр Чачин, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»