Пресс-релиз «Ростелекома» от 16 ноября 2011 г. об обеспечении домашнего Интернета по всем регионам России не просто заставляет задуматься, он наводит на мысль о начале перехода от рыночных условий, которые (к счастью для потребителя) сложились в разных удаленных регионах России, к государственному (читай — административно-управляемому) монополизму в части услуг и тарифов.
Слава Богу, что в начале
Посмотрим, что же предлагает бывший монополист:
«....услуги „Ростелеком“ опирается на то, что уже имеется в области домашнего Интернета в каждом отдельно взятом регионе страны. Это задает минимальный базисный уровень, доступный для жителей конкретного региона, — скорость доступа к Интернету и емкость канала для подключения абонентской базы. Исходя из них, ОАО „Ростелеком“ вводит минимальный стандарт для каждого региона с минимальной ценой, рассчитанной на базе текущего предложения на местном рынке».
Проанализируем текст. Что такое минимальный базисный уровень, доступный для жителей конкретного региона? Как определяется и минимальный стандарт? Для одних (в городах с населением более 300 тыс) — это скорости доступа 256 — 1024 Мбит/c, а для других — в поселках — менее 64 кбит/c. Может, «минимальный стандарт» — это о скорости передачи?
А что касается текущего предложения цен, то в этих самых регионах они далеко не привлекательны для потребителя, даже минимальные по региону. Зависимость проста: чем дальше от крупных городов и Москвы, тем тариф выше. Если в Москве и Питере это 300 руб. в месяц, то где-нибудь в Оренбурге, Бийске или Чите тарифы для частного потребителя переваливают за 1000 руб., а в более отдаленных населенных пунктах — за 2 тыс. руб в месяц. Так на какой тариф будет взят ориентир? На 2 тыс. или на 300 руб.? Если судить по прежнему «поведению» оператора на рынке телефонии, то наиболее вероятный ответ — по 2 тыс. (Кстати, кто сомневается в ориентации на верхний уровень — рекомендую на сайте «Ростелекома» посмотреть новость про тарифы в Перми и Пермском крае, в которой рассказывается, как зоновые коэффициенты позволили отсудить право на непомерные тарифы на территории края).
Странно, почему компания, которая именует себя оператором, «имеющим сплошной охват по России», не может ориентироваться на низкие и доступные для большей части нашего небогатого населения тарифы, действующие в благополучных, с точки зрения доступа в Сеть, городах и регионах? Почему бы с истинно государственным подходом не побеспокоится о преодолении цифрового разрыва, о повышении уровня культуры и образованности населения за счет доступа к Сети? Почему бы, наконец, не конкурировать с местными операторами по-честному, путем существенного снижения цен на услуги (как это делают многие операторы кабельных сетей, например, в Подмосковье, прокладывая там оптоволокно)? Ведь и без того операторы МРК в регионах держат высокие тарифы и небольшие скорости на доступ в Интернет, при этом часто всячески административными способами «унасекомивая» небольших местных операторов.
Правда, можно надеяться, что у столь неповоротливого монстра, как «Ростелеком», руки до «городов и весей» дойдут не скоро...И еще можно предположить, что домашний Интернет для регионов от «Ростелекома» окажется таким же, каким (к сожалению) стал школьный Интернет, якобы реализованный по федеральной программе — т. е. потемкинской деревней, которую можно кое-где показать, но которая не предусматривает повсеместное, постоянное и реальное использование. Тогда на просторах Родины останется поле деятельности и для «альтернативных» операторов, и будет развиваться хоть какой-то рынок услуг.
Галина Большова, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»