Интересным и необычным фактом на развивающемся российском рынке планшетов является то, что доля Apple на нем существенно меньше, чем в целом по миру. Мы объясняем это тем, что за рубежом они чаще всего стоили существенно дешевле, да и новые устройства были доступны у нас с существенной задержкой. Такая политика компании по отношению к локальному рынку играла на руку конкурентам. Среди других, помимо ценового фактора (не всем были доступны iPad), причин, — быстрое развитие платформы Android, являющейся как по потребительским свойствам, так и по набору доступных приложений реальной альтернативой iOS. Российские продажи планшетов под управлением Windows в прошлом году составили единицы процентов, но и у этой платформы есть потенциал, и с выходом Win 8 все еще может поменяться.
Безусловно, новый iPad существенно повлияет на рынок планшетов. Но тут нужно несколько отвлечься и отметить важнейший феномен для понимания проблематики. На самом деле конкурентная борьба между Apple и всеми остальными происходит скорей не на технологическом поле, а в умах покупателей. Без преувеличения можно сказать, что это борьба двух идеологий, двух миров. Apple не только стремится предлагать наиболее совершенное и эргономичное оборудование, но и фактически насаждает особый образ мыслей, привычек, поведенческих стереотипов. В результате уровень лояльности пользователей Apple просто зашкаливает, но эта страта крайне требовательна к производителю, который просто обязан обеспечивать их социальное лидерство, достигаемое, в том числе, за счет владения всем самым лучшим, куда они относят (пока) и Apple. Поэтому среди основных потребительских ценностей для данной категории покупателей на первый план выходят социальная и эмоциональная составляющая, оттесняя функциональную, условную и эпистемическую. Что это значит в разрезе нового iPad? Не думаю, что подавляющей части пользователей реально нужно разрешение экрана 2048×1536 точек. Старого разрешения и так с лихвой хватало для 99% задач. Но основная проблема была в том, что ведущие конкуренты уже приблизились и даже превысили параметры iPad 2, что было уже недопустимо. Необходимо было резко поднять планку, с тем, чтобы опять как можно дальше оторваться от конкурентов. Apple это удалось в полной мере, и новый iPad опять, вне сомнения, самый лучший планшет на рынке и останется им как минимум полгода. Пользователи Apple должны быть довольны.
Дальше цикл должен будет повторяться и обязательно повторится. Но здесь есть ряд подводных камней. Во-первых, несмотря на четырехкратное увеличение разрешения и другие улучшения, новый iPad представляет собой всего лишь эволюционный, но не революционный шаг. А потребители Apple требуют все большего и большего, загоняя компанию в идеологический и технологический тупик. Производитель может выбираться из него, только выпуская действительно прорывные решения. Стиву Джобсу это неоднократно удавалось, но его сейчас нет, и сможет ли компания продолжать показывать подобный уровень предвидения, остается под вопросом. Кроме того, помимо конкурентов, Apple ударила также по своим клиентам. Эта страта далеко не полностью состоит из суперноваторов, и многие из них обзавелись iPad 2 совсем недавно. А теперь внезапно оказывается, что все они владельцы нового, но при этом уже «устаревшего» оборудования, и ценность владения им катастрофически падает. Необходимо менять на новое, но зачем, если старое еще в идеальном состоянии? Для производителя это хорошо, но для пользователей не очень. Благо, на данном этапе ненасыщенного рынка планшеты еще есть кому отдавать (жене, детям...), но дальше будет хуже. Компании Apple нужно крайне осторожно балансировать между конкурентной борьбой и благами потребителей, что очень и очень нетривиально.
Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch