Несколько дней назад появились сообщения о том, что сеть магазинов «М.видео» вернулась к вопросу поглощения«Эльдорадо». Причем на этот раз не на уровне слухов, как полтора года назад, а подала в ФАС ходатайство о покупке своего основного конкурента.
Естественно данное событие вызвало различные комментарии экспертов.
Некоторые эксперты считают, что объединение могло бы дать хорошую синергию. С точки зрения суммарной рыночной доли, наверное, да. "М.видео" и сейчас крупнейший ритейлер в сегменте бытовой электроники в плане выручки. У компании удачная бизнес-модель, она активно развивает как классические форматы, так и интернет-торговлю. В то же время, у Эльдорадо больше сбытовая сеть, хотя бизнес менее "продвинутый", чем у "М.видео".
Представители «М.Видео» не скрывают, что задача руководства и совета директоров компании — увеличить ее акционерную стоимость, а консолидация является одним из способов обеспечить такой рост.
В этой связи заслуживает внимание и мнение другой группы экспертов, которое заключается в том, что покупка "М.Видео" сети "Эльдорадо" может быть выгодной, только если сеть готовится к продаже кому-либо из западных стратегических инвесторов. Только в этом случае экстренное наращивание доли рынка за счёт недешёвых покупок конкурентов может оказаться оправданным.
Но будет ли консолидированный бизнес столь же эффективным как сейчас, и когда это будет достигнуто после объединения. Это вопрос. Ведь модели бизнеса «М.Видео» и «Эльдорадо» сильно разнятся. И на приведение их к единому знаменателю потребуется много времени и существенные затраты. Что может сделать бизнес менее прибыльным.
Вообще, я лично продолжаю придерживаться мнения, что сама идея объединения «М.Видео» и «Эльдорадо» (а тем более в режиме поглощения) кажется спорной. Это две существенно разные модели. И формат магазинов, и их расположение, и унификация торговой политики в различных магазинах — все отличается. В «М.Видео» гораздо более квалифицированный торговый персонал, менее агрессивная и более интеллигентная реклама. Наконец, более продвинутый товар и ... более высокие цены.
Я вовсе не хочу сказать, что у «М.Видео» все лучше, чем у «Эльдорадо», нет, просто это разные модели бизнеса. «М.Видео», на мой взгляд, ориентирована на high-end покупателя, в то время как «Эльдорадо» — скорее на low-end. Если просто трансформировать магазин «Эльдорадо» в магазин «М.Видео», сменив вывеску, то типовой покупатель «М.Видео» придет как бы в несколько иной мир. А если при этом все привести к стандартам «М.Видео», то привыкший ходить в это место города покупатель «Эльдорадо» ( а ведь именно эту цель преследует интеграция «чужих» торговых точек) сразу почувствует ценовой дискомфорт и, возможно , постепенно забудет сюда дорогу.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»