Приобретение «Мегафоном» компании «Скартел» безусловно позволило этому оператору опередить конкурентов по срокам запуска LTE на российском рынке. Однако неразвитость этого рынка в данный момент вызывает неоднозначные оценки этого события в долгосрочной перспективе.
Эксперты достаточно единодушны в том, что приобретение «Скартела» позволило «Мегафону» в данный момент опередить своих конкурентов (МТС и «Вымпелком») по срокам запуска LTE. «Мегафон» уже построил на частотах «Скартела» сети в нескольких десятках регионов. Сеть «Скартела», по данным самого оператора, в марте 2013 г. покрывала 95 городов в 27 субъектах. И хотя абонентская база «Скартела» невелика, всего около 800 тыс. LTE-абонентов, но, по данным J’son & Partners Consulting, на долю «Скартела» и «Мегафона» приходится до 90% LTE-абонентов.
Согласно J’son & Partners, в 2012 г. число абонентов LTE в России было более 850 тыс. человек, что составляет менее 1% от мирового показателя. Аналитики отмечают слабый спрос на эти услуги в регионах, оценивая проникновение 4G в нашей стране не более 0,4% от количества активных SIM-карт мобильной связи. Кроме того, сегодня основной драйвер потребления услуг передачи данных не модемы, а смартфоны, а таковых с поддержкой LTE на рынке пока немного. Аналитики считают, что когда рынок будет насыщен мобильными LTE-устройствами, конкуренты «Мегафона» догонят его по темпам развертывания LTE-сети.
Операторы «Большой тройки», по прогнозам J’son & Partners, приступят к масштабному строительству собственных сетей LTE не ранее 2015 г., когда появится необходимый частотный ресурс. Именно тогда планируется завершение процедур конверсии и высвобождения частот при переходе с аналогового на цифровое телевидение. Эксперты ожидают, что к 2015 г. доля продаж LTE-устройств в России увеличится с 0,6 до 2%. При этом доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов, а на LTE-планшеты придется 8% продаж в данной товарной категории. Согласно оптимистичному сценарию, к концу 2020 г. абонентская база LTE в России составит 23 млн пользователей.
По данным компании J’son & Partners Consulting