Российский офис Lenovo выступил недавно с официальным предупреждением потребителей о рисках приобретения своей продукции в неавторизованных интернет-магазинах.
Казалось бы нормальный ход компании, забота о своих потребителях. Все так, хотя этой типичной для серых каналов поставок проблемой для пользователей компании- поставщики на нашем рынке обычно так рьяно не озабочены. Все так, если бы не столь сильный акцент на конкретный канал продаж – интернет-магазин JD.com.
Ни в коей мере не сомневаясь в заботе Lenovo о своих российских потребителях, рискну предположить, что в такой активности есть и другая причина. JD.com – очень серьезная структура онлайновой торговли, причем китайского происхождения. Думается, что ей не составит труда наводнить наш рынок продукцией китайской же Lenovo. А точнее в рассматриваемом контексте – китайской продукцией Lenovo. Ведь, как отмечается в вышеупомянутом Заявлении, у JD.com нет соглашения с компанией Lenovo о продажах продукции Lenovo на территории РФ.
Bполне вероятно что она окажется дешевле, а может и существенно дешевле, чем аналогичная продукция в официальном канале российского представительства Lenovo. И российский потребитель не сможет проигнорировать этот фактор. Тем более, что посетители Горбушки, Митино и других «народных» площадок потребительской электроники в принципе давно знакомы с рисками приобретения «неростетстовской» продукции. И продавцы этих многочисленных «ИТ-бутиков» о них знают и даже иногда приходят на помощь своим клиентам в случае возникновения технических проблем.
Каков прогноз? Общий объем продаж под брендом Lenovo может возрасти, а вот показатели российского офиса компании окажутся под угрозой, поскольку серый рынок, как правило, в зачет локального офиса не идет.
Поэтому в целом вышеупомянутое заявление российского представительства Lenovo – шаг, безусловно, правильный. Какое-то количество покупателей, это от серых каналов отвадит, но далеко не всех. Более радикальным видится авторизация отношений с JD.com на российском рынке. Правда, кому она больше нужна, это вопрос.
Кстати говоря, Lenovo, да и другим вендорам тоже, надо бояться не только гигантов интернет-торговли, но и китайских вендоров новой волны. Например, недавно появившейся на нашем рынке Xiaomi . Здесь механизм потенциальной потери рыночной доли несколько иной, но об этом в другой раз.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»