Создание объявленного на Восточном экономическом форуме 2018 совместного предприятия китайского интернет-гиганта Alibaba Group и ряда российских структур в целом весьма позитивно оценивается российскими экспертами*. Хотя одновременно отмечается ряд потенциальных проблем, с которыми может столкнуться новая компания и ее инвесторы.
Так, председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, также положительно охарактеризовавший проект AliExpress Russia, призвал более осторожно относиться к оценке объемов инвестиций в него. Ведь, несмотря на очень большие суммарные инвестиции, оцениваемые в 2 млрд долл., значительная их часть не являются финансовыми вливаниями. Так, Mail.Ru вкладывается прежде всего своими интернет-площадками, а Alibaba – технологиями.
Также, по мнению эксперта, не стоит спешить с выводами по поводу масштабов пользовательской аудитории. Надо учитывать, что покупатели предпочитают собственные рынки, на которых для них все понятно и привычно. Поэтому достаточно успешные примеры построения розничного экспорта на eBay и на Alibaba нельзя однозначно проецировать на проект AliExpress Russia.
В количественном отношении потенциальный рынок оценить сложно. В качестве примера эксперт приводит рынок Чехии, где 50% товаров народного потребления и около 30% продуктов уже продаются в Интернете. В России эти показатели пока существенно ниже – 5-10% в зависимости от секторов.
Следует также принимать во внимание уже имеющегося на российском рынке практически прямого конкурента AliExpress Russia в виде совместного проекта Сбербанка и "Яндекса", реализованного на базе популярной площадки Яндекс.Маркет. Эксперт особо подчеркивает, что здесь возможно прямое пересечение предлагаемых товаров.
В этой конкурентной борьбе, по мнению г-на Клименко, ставить стоит, скорее, на Alibaba, поскольку именно китайская компания является источником основного объема трансграничной торговли. Но внутренний рынок еды вполне может остаться за "Яндексом". Однако, по мнению эксперта, на рынке скорее всего должен остаться один игрок. При этом он приводит пример проекта Amazon, который единолично работает в сегменте интернет-торговли США.
* По результатам экспресс-опроса экспертов, проведенного агентством "Прайм".