По предварительным данным аналитической компании ITResearch, за первые три квартала 2019 г. на российском рынке LFD было продано 40,1 тыс. панелей на сумму 141,2 млн. долл. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. составил 10,7% в штуках и 10,9% в деньгах. Такой результат является одновременно и ожидаемым, и неожиданным.

Неожиданным потому, что первые два квартала показали отрицательную динамику, причем существенную. Но итоги 3-го квартала превзошли все ожидания и выровняли ситуацию.

А ожидаемым данный результат можно назвать исходя из реального потенциала этого сегмента российского ИТ-рынка. Аналитики ITResearch в своем прогнозе на 2019 г.  подчеркивали это, однако одновременно высказывали опасения по поводу проблем в макроэкономики, что могло не позволить реализоваться потенциальным возможностям. Поэтому они склонялись к прогнозной отметке продаж за весь 2019 г. на уровне 55-60 тыс. панелей. Теперь же, исходя из текущей динамики рынка, вполне вероятно, что данный прогноз будет даже немного превышен.

Сложность прогнозирования в данном сегменте рынка обусловлена тем, что очень большую роль играют так называемые «образовательные» тендеры, завязанные на бюджетные средства. Год назад еще было неясно, удастся ли их провести, но итоге они всё же «выстрелили» и позволили рынку вырасти.

Здесь возникает еще и другая проблема — воздействие таких тендеров, характеризующихся большими объемами поставок, на регулярный рынок. В прошлом году, выпуская отчеты по рынку LFD, эксперты ITResearch «вывели за скобки» аномально огромный тендер в московские школы (12,2 тыс. 86-тых панелей Irbis). Мотивация для данного решения была в том, что это была фактически разовая поставка, осуществленная одной компанией одному заказчику на определенных условиях. При этом она аномально перекашивала рынок, нарушая все временные ряды. Текущая поставка в школы также очень велика, и тоже нарушает некую плавность процессов. Однако она осуществлялась в конкурентной среде, относительно небольшими лотами и множеством компаний. По всем параметрам аналитики должны учитывать ее в общем рынке, тем более, они рассчитывают, что такая практика еще не раз будет продолжена в последующие годы.