В течение последних нескольких лет и на мировом, и на российском рынках наблюдался устойчивый тренд к росту доли лазерных МФУ в структуре сегмента лазерной печати.

Однако за последнее время вновь повысился интерес к лазерным принтерам, особенно начальной скоростной категории, продажи которых, после нескольких лет спада, в последние два года росли двузначными темпами и заметно увеличили свою долю в структуре продаж

Хотелось бы понять насколько закономерно и долговременно такое изменение в структуре потребительского спроса, и как на это следует реагировать участникам рынка.

С этой целью редакция «Бестселлеров IT-рынка» провела экспертный опрос ведущих игроков российского рынка печатающих устройств.

Что лежит в основе такой смены приоритетов пользователей? Насколько оно устойчиво или это лишь кратковременный контртренд, вызванный изменением рыночной конъюнктуры?

Какие факторы здесь могли играть существенную роль: ослабление платежеспособного спроса (принтеры дешевле МФУ), избыточность функционала МФУ для существенной части потребителей, агрессивная ценовая и продуктовая политика части вендоров, хроническая нехватка моделей МФУ начального уровня?

Редакция выражает признательность экспертам, представившим свое видение этой проблемы. Это Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, Дмитрий Купцов, директор департамента «Компьютерная периферия» компании «Марвел-Дистрибуция», Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION. 


Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России

Павел Анохин_НР.jpgКак производитель печатающих устройств, мы регулярно используем в работе аналитические отчеты ведущих агентств (IDC, Gfk и др.), которые предоставляют данные, как по совокупности всех отгрузок, так и по продажам устройств конечным потребителям. И наши данные не подтверждают существование тренда на рост доли лазерных принтеров по сравнению с долей лазерных МФУ.

В целом за период с 2016 по 2019 гг. доля лазерных принтеров в общем сегменте лазерного оборудования довольно стабильна. Эта категория устройств занимает чуть больше трети рынка лазерной печатной техники. Принтеры востребованы среди заказчиков, которым нужны малые габариты, низкая входная стоимость и у которых нет потребностей в функциях сканирования и копирования.

Примерно такая же качественная картина наблюдается и по рынку печатающих устройств в целом. Доля принтеров в общей доле печатных устройств всех производителей и технологий печати (струйной, лазерной, термосублимационной, матричной и т. д.) также не демонстрирует значительного роста.

Таким образом, обсуждаемый тренд можно считать неактуальным для всего сегмента печати.

Дмитрий Купцов, директор департамента «Компьютерная периферия» компании «Марвел-Дистрибуция»

Купцов_Марвел.jpgНекоторые аналитики рынка, например, из IDC , отмечают наличие противоположного тренда - роста доли МФУ в продажах. Это подтверждается и нашими результатами: в I квартале текущего года МФУ продавалось стабильно больше, чем принтеров, и в штуках и, тем более, в деньгах. На мой взгляд, это логично. Разница в цене между аналогичными аппаратами Single Function и AIO, особенно в начальной ценовой категории, незначительна. Например, у продуктов Brother – это около 2500 руб., что сопоставимо со стоимостью картриджа. То есть для дома или домашнего офиса выбор очевиден.

При этом, конечно, в МФУ начального уровня избыточной функциональности нет, там просто добавлены возможности сканирования без различных автоподатчиков, финишеров и т. п.

Возможно, в прошлом году были большие поставки принтеров в тендеры, что и создало видимость перехода с AIO на SF-устройства, но это, скорее, был разовый выплеск, не меняющий тренд перехода в низком ценовом сегменте от принтеров к МФУ.

Это подтверждает и наш собственный опыт, и сравнение складских остатков и продаж принтеров.

Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION

Skokova Tatyana_MERLION.jpg В целом по итогам 2019 г. рынок показал неплохой рост, как в лазерном, так и в струйном сегменте, несмотря на не очень удачную первую половину года. При этом мы не наблюдали какого-либо заметного перекоса в спросе между принтерами и МФУ.

Как известно, предложение зависит от спроса, но и спрос сильно зависит от предложений. И если на рынке нет МФУ, а потребителю нужно печатать, то он будет покупать принтеры, и наоборот. Так и произошло в 2019 г. Перебои с поставками у некоторых вендоров, особенно в 4-м квартале, привели к тому, что спрос рос то на МФУ, то на принтеры.

Из заметных тенденций в лазерной печати, наверное, можно отметить более отчетливое смещение спроса сегмент в low-end. Потребитель снова не хочет платить больше за более дорогие и более быстрые аппараты. Так, например, мы заметили, что потребители не отреагировали достаточным спросом на выход на рынок одной из новых разработок – принтера без картриджей. Видимо, пока не осознали все его преимущества.

На струйном рынке продолжается рост продаж устройств с системой непрерывной подачи чернил, но темпы роста оказались несколько ниже ожидаемых, вследствие чего у дистрибьюторов и партнеров второго уровня сформировались определенные складские запасы, и цены на эти устройства пошли вниз. Скорее всего, в 2020 г. эта тенденция продолжится.