«Casio уходит с рынка проекторов, что это меняет?» — С таким заголовком мы запустили в середине июля экспертный опрос среди ведущих игроков российского рынка проекторов, после того, как в начале года появилась подтвержденная информация о том, что один из весьма известных игроков рынка проекторов прекратил свою деятельность в этой области. Да, именно только в этой области, потому что в целом с многопрофильной компанией Casio катастрофы не произошло, и она продолжает выпускать другие интересные и важные продукты.
Вроде тема интересная, все же с рынка уходит один из игроков, а это обычно сопровождается какой-то движухой. Но нет, активность респондентов мягко говоря оставляла желать лучшего.
Конечно, в этой теме есть определенная доля деликатности. Корпоративные стандарты многих компаний вообще рекомендуют воздерживаться от комментариев действий конкурентов, как позитивных, так и негативных. И несколько потенциальных респондентов именно этим объяснили свой отказ от официального участия в нашем опросе. А один эксперт хоть и высказал ряд интересных мыслей, но категорически только в ранге инкогнито ( мы естественно это пожелание выполнили). Таким образом, наша попытка с помощью экспертов разобраться в причинах ухода Casio с рынка, и к чему это может привести, не совсем удалась.
Ну что ж, сегодня мы попробуем от имени редакции «Бестселлеров IT-рынка» высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Цена вопроса
Конечно, когда с рынка уходит один из игроков, освобождается его ниша, которая перераспределяется между более удачливыми партнерами. Активность этого перераспределения зависит от размера этой ниши. В случае Casio она не велика. По данным аналитической компании ITResearch рыночная доля Casio по итогам прошлого года составляла на российском рынке 3% в натуральном и 4% в денежном выражении. Вряд ли перераспределение таких долей может вызвать землетрясение на рынке. Но...
Но есть еще понятие рыночной ниши, что в аналитических отчетах соответствует подсегменту рынка. И вот тут маленький в целом игрок может стать большим. И важным, ведь рыночная ниша — это определенный потребительский рынок, это, зачастую, уникальная клиентская база. Что у нас с Casio в этом плане?
Предыстория
Casio, как известно, выпускала проекторы по технологии Laser-LED. Причем, что интересно, только их. И, что еще более интересно, компания фактически не имела здесь конкурентов. То есть ее рыночная доля в нише практически 100%. Правда в рыночной классификации аналитиков ниши такой нет. Та же компания ITResearch использует для классификации не технологии производства проекторов, а их потребительские параметры. Прежде всего это яркость, эргономичность, весогабаритные параметры и затраты на обслуживание. Ну, и цена, разумеется.
Как уже отмечалось, Laser-LED проекторы образуют небольшой нишевой сегмент размером в несколько процентов рынка. Сейчас 90% рынка ( в натуральном выражении) занимают обычные ламповые проекторы средней яркости (82 % это модели яркостью 3-4 тыс. люмен). И по параметру «яркость» Laser-LED также сосредоточены в этом диапазоне.
LED-устройства (еще одна технология подсветки, и в конце обзора станет ясно, почему мы о ней упоминаем) по яркости пока не очень подходят для этих задач, и поэтому с самого начала появления они сосредоточены в основном в домашних приложениях. И их рыночная доля в штуках, кстати, вполне сопоставима с Laser LED. Есть еще Laser-Phosphor, тоже кстати, имеющие схожую долю в штуках, но намного бОльшую в деньгах, поскольку это в основном инсталляционные устройства.
Яркость 3-4 тыс. люмен подходит для большинства офисных приложений, а также для небольших аудиторий в сфере образования Поэтому в этот сегмент позиционируются обычные ламповые проекторы, где такая яркость легко достижима даже в компактном корпусе.
Laser-LED проекторы имеют такую же яркость, при этом у них очень большое время работы без обслуживания (в отличие от ламповых, где периодически надо менять источник света). Ну и конечно важна их экологичность, ведь любой потребитель негативно реагирует на все, что связано со ртутью. Казалось бы, почему у них столь малая рыночная доля? Везде одни плюсы, т.е. почти везде. Кроме цены.
Средняя стоимость обычных ламповых проекторов средней яркости 3-4 тыс Люмен — около 860 долл. В то время как модель Laser-LED с такой же яркостью в среднем стоит ровно в два раза больше ( данные ITResearch). А то, что ламповые проекторы более критичны к обслуживанию и требуют периодической покупки и замены ламп, на практике пока не сильно играет против них в офисах и школах. Ведь на выполнение типичных рабочих задач их хватает примерно на 3-4 года. Что считается вполне приемлемым.
У Laser-LED конечно можно отметить заметное экологическое преимущество перед конкурентом, что в современных бизнес-процессах достаточно важно. Особенно на фоне активно пиарищихся сейчас трендов к зеленым технологиям. Вплоть до того, что уже в нынешнем году использование люминесцентных ламп должно было попасть под существенные ограничения. А в перспективе — под полный запрет. Возможно, именно этот фактор и был в свое время толчком к развитию сегмента Laser-LED . Но, как оказалось, недостаточно мощным и устойчивым. Тем более, сейчас даже в Европе речи о полном запрете люминесцентных ламп пока не идет.
В итоге Laser-LED проекторам так и не удалось пробиться в офисные пространства в осязаемых масштабах. А без этого нет массового рынка. И они вынужденно остаются в сравнительно небольшой нише.
Таким образом, Laser-LED — продукт в принципе хороший, но слишком дорогой. Поэтому ниша эта развивалась слабо, занимая перманентно всего3-4 % рынка. И поэтому из производителей туда практически никто не лез. Кроме Casio, которая попыталась, поработала лет 10 , но в итоге так и не смогла выйти на массовый рынок. И, скорее всего, возник вопрос о рентабельности бизнеса.
Возможно, последней каплей стало падение массового спроса в связи с проблемами пандемии. Поскольку об уходе Casio с рынка стало известно в начале года, когда, по крайней мере в Китае, проблема с COVID-19 обозначилась уже достаточно явно. Ведь проектор — продукт для обслуживания групп людей, для массовой аудитории, а сейчас это сильно не в тренде.
Ну и что дальше?
Но когда ситуация улучшится, возможен ли come back? Скорее всего нет. И причина в том, что у самого проекторного сегмента на общем рынке средств отображения информации ( против панелей) не совсем радужные перспективы
Вот такова наша гипотеза относительно решения компании Casio уйти с рынка. Дело не в вендоре, дело в технологии, которая, возможно пока, опередила рыночные потребности.
Какие вопросы мы там еще задавали в нашем опросе?
Кто займет освободившуюся нишу? Ну, поставщиков обычных ламповых проекторов у нас достаточно. Среди тех, кто может захватить освобождающуюся нишу, эксперты ITResearch, например, в первую очередь видят Epson, Panasonic, NEC
Что с каналом? На проекторы Casio у нас на рынке был эксклюзив у компании Полимедиа. Поскольку проблема не в канале, а у вендора, то ничего не произойдет. А компания Полимедиа достаточно мощна и профессиональна чтобы переключиться на другие решения для решения тех же задач
Чем заменить почившие Laser-LED проекторы? Пока видимо обычными ламповыми. Но тут как раз нас вскоре ждут серьезные технологические потрясения. LED устройства, которые ранее имели ограничение «сверху» примерно в 2000 Люмен, вскоре должны преодолеть данный технологический барьер. И уже в обозримом будущем появятся LED аппараты в 3 и даже 4 тыс. люмен, которые будут сопоставимы по цене с ламповыми, но в 10 раз долговечнее. И это уже совсем другая история.
Ламповым проекторам уже фактически деваться некуда, поскольку Laser-Phosphor устройства в свою очередь становятся все более доступными и становится экономически выгодно делать их даже 4 и 5 тыс. Люмен. Напоминаем, что в инсталляционном сегменте сейчас новые ламповые модели уже практически не появляются, только лазерные.
Т.е. получается, что не просто схлопывается узкая ниша Laser-LED. Мы сейчас находимся в начале намного более глобального события, когда уже через лет 5 уже обычные ламповые проекторы будут практически вытеснены из рынка. На этом фоне история Casio уже просто меркнет
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT- рынка»