Как и следовало ожидать, тенденция, описанная нами недавно, набирает обороты. Широкопрофильные ИТ-дистрибьюторы, значимую часть бизнеса которых занимала продукция крупнейших американских и европейских брендов, скоропалительно покинувших российский рынок, вынуждены фактически заново выстраивать свои продуктовые портфели. Более того, сейчас стратегически правильно, во исполнение 44 ФЗ, ориентироваться на продукцию российских производителей. Беда только в том, что не всегда это возможно, поскольку в некоторых сегментах рынка их фактически нет, или скоро не будет.
В случае рынка ИБП выбор пока невелик, но уже, к счастью, есть. Фактическим первопроходцем среди российских производителей (в настоящем смысле, а не только как собственник бренда) является компания «Парус» (ранее их ИБП поставлялись под брендом «Связьинжиниринг»). И что особенно важно и ценно сейчас, компания целенаправленно работает в инфраструктурном сегменте, который в наибольшей степени страдает от проблем с предложением. Сейчас есть и другие российские производители ИБП, но «Парус», по данным компании ITResearch, пока можно считать среди них лидером. Поэтому неудивительно, что крупнейшая компания «Мерлион», для которой направление ИБП было очень важным, заключила соглашение с ними.
Можно только гадать, было бы это соглашение заключено ранее (хотя бы для возможности иметь продукцию в рамках 44 ФЗ). Но очевидно, что для «Мерлион» потеря APC by Schneider Electric и Eaton была очень болезненной и требовала немедленного решения. Но хорошие китайские бренды на улице не валяются, а с российскими пока вообще тяжело.
Поэтому мы считаем, что «заполучение» «Паруса» можно считать большой удачей дистрибьютора. А для производителя теперь наступает хоть и интересное, но очень непростое время: перед ним стоит задача, как кратно нарастить объемы производства, поскольку, хотя и есть проблемы со спросом, но нужно понимать, что практически одномоментно с российского рынка ушло более 50% предложения инфраструктурных ИБП. Поэтому неизбежен длительный дефицит, и, если не случится совсем-совсем катастрофы, сейчас наступает рынок продавца. Будет продано всё, что будет произведено и поставлено, а вопрос стоимости становится второстепенным.
Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch