По данным аналитической компании ITResearch, в сентябре 2024 года на российском рынке ноутбуков было реализовано около 350 тыс. устройств, что на 29% больше, чем в прошлогоднем сентябре. Чуть подрос рынок и по отношению к августу.

В целом, по предварительным данным, за третий квартал российский рынок мобильных ПК превысил 1 млн шт. и вырос в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. на 31%, сломав стагнационную тенденцию начала года. Впрочем, напомним, что сравнение здесь идет с кризисным периодом.

В третьем же квартале 2021 г. (последнем докризисном) было продано 1,25 млн ноутбуков. Так что рынок по-прежнему далек от восстановления по суммарным объемам.

При этом стоит отметить, что средневзвешенная цена продаж и в августе и вообще в третьем квартале как будто застыла на уровне чуть менее ₽70 тыс. И это несмотря на то, что в этот период рубль уже начал снижаться. Конечно, шла распродажа товара, завезенного по старому курсу. Конечные продавцы, чувствуя низкий базовый спрос, как могли старались удержать цены.

Но к периодам Black-Friday и Christmas придется закупать импорт уже в новой курсовой реальности, со всеми известными проблемами с платежами, в том числе и в направлении КНР. То есть рублевые цены неминуемо вырастут.

Спрос же остается вялым. Плюс высокая ставка рефинансирования ЦБ заставит часть потребителей отправить свои накопления на банковские депозиты, а не «вкладывать в товар», как зачастую происходило в случае резкого сокращения рубля.

Вся эта сумма обстоятельств говорит, скорее, не о перспективах роста рынка, сколько о том, что будет продолжена тенденция на увеличение вклада самых бюджетных брендов с low-end моделями как единственного варианта дать конечную рублевую цену, соответствующую текущей покупательной способности.

На первое место в августе резко вышли бренды Honor и Huawei со своими относительно дешевыми моделями, на третьем месте Lenovo. В сумме тройка лидеров продала 31% августовских ноутбуков. По третьему кварталу в целом предварительно лидировали Honor, Asus и Huawei.

Дмитрий Шульгин, компания ITResearch