Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка социальных сетей в России, проведенного в сентябре 2010 г., а также прогнозы технологического развития, роста аудитории социальных сетей и развития рынка до 2015 г. По оценкам J’son & Partners Consulting, активная аудитория социальных сетей в России в 2009 г. составила 31 млн пользователей, что на 38% больше показателя 2008 г. Доля аудитории Интернета, пользующейся социальными сетями, постоянно возрастает и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2015 г. достигнет 76,5% от общего числа интернет-пользователей в среднем (см. диаграмму 1).
Рис. 1. Аудитория социальных сетей в России,
* Число пользователей в абсолютном выражении приведено на конец года, доли пользователей рассчитаны по средним значениям за период.
Источник: J’son & Partners Consulting
Увеличение уровня проникновения Интернета в России остается одним из основных драйверов роста аудитории социальных сетей, однако не единственным. Социальные сети становятся все более популярными среди интернет-пользователей всех возрастов, поскольку являются унифицированной площадкой, позволяющей заводить знакомства, общаться со своими друзьями и родственниками, а также приятно проводить время, играя в социальные игры, объединяясь в группы по интересам и используя развлекательные сервисы.
J’son & Partners Consulting ожидает дальнейший рост аудитории игр в социальных сетях: в 2009 г. каждый третий пользователь социальной сети играет в игры, в то время как в 2015 г. уже каждый второй пользователь будет являться игроком в социальные игры.
Объем рынка игр и платных сервисов в социальных сетях России, по оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 г. составил 105 млн долл. По прогнозам, рынок социальных сетей будет расти быстрыми темпами и к 2015 г. достигнет 1 506 млн долл. Доля доходов от продажи виртуальных товаров/услуг в этот период снизится с 73,2% до 65,4%, в то время как доля доходов от игр и приложений достигнет 34,6% (см. диаграмму 2).
Рис. 2. Прогноз распределения выручки социальных сетей,
Источник: J’son & Partners Consulting
По прогнозам J’son & Partners Consulting, доля пользователей социальных сетей, платящих за виртуальные товары/услуги, в 2015 г. достигнет 25,7% по сравнению с 8,5% в 2009 г.
Основным объяснением такой тенденции является рост популярности он-лайн-платежей. Сейчас пользователи в основном оплачивают виртуальные товары/услуги и игры в социальных сетях посредством SMS, однако платежные системы приобретают все большую популярность в России. Переход от SMS-платежей на платежные системы (такие как банковские карты и электронные деньги) или уменьшение комиссий по SMS-платежам принесут дополнительный доход социальным сетям. Запуск неигровых приложений, например, платного телевидения, музыкального и видеоконтента, наряду с совершенствованием пользовательского интерфейса, также могут существенно увеличить долю платящих пользователей.
В ближайшие пять лет следует ожидать роста рынка социальных сетей в России. В качестве факторов, способствующих развитию рынка, можно выделить следующие:
- Рост аудитории Интернет.
- Расширение функционала социальных сетей, разработка новых приложений, улучшение существующих сервисов, персонализация.
- Появление API (Application Programming Interface) для внешних сторон** (разработчики приложений, сайты, клиенты и т. п.) и интеграция с внешними сайтами.
- Развитие платежных систем, в т.ч. рост проникновения банковских карт, распространение платежных терминалов, увеличение популярности оплат электронными деньгами.
Основными барьерами развития рынка онлайн-игр в России являются:
- Низкий уровень проникновения сети Интернет в регионах: для сравнения, в Москве 62% домохозяйств имеют доступ к сети Интернет, а в регионах — всего 26%.
- Относительно высокая стоимость телекоммуникационных услуг в регионах.
- Все еще низкий уровень доверия к платежным инструментам и их слабое развитие, высокая доля SMS (характеризующихся большими комиссиями) в структуре платежей.
Несмотря на существующие барьеры развития влияние факторов роста, по мнению J’son &Partners Consulting, приведет к росту рынка социальных сетей до 1,5 млрд долл. к 2015 г.
** API для внешних сторон позволяет независимым ресурсам взаимодействовать с пользователями социальной сети, запускать для них приложения и дополнительные сервисы на своей стороне, а также привлекать новую аудиторию.