Следствием быстрого роста продаж смартфонов стало бурное развитие рынка приложений и прочего ПО, установленного на них, да и на мобильных телефонах других типов. Под предустановленным ПО подразумеваются приложения, с которыми потребитель покупает телефон, в отличие от программ, которые он сам приобретает позднее. За предустановленное ПО платят OEM-производители телефонов, либо разрабатывая его собственными силами, либо приобретая его у сторонних компаний (third-parties).
Согласно прогнозу компании iSuppli, мировой рынок данного ПО в период с 2008 по 2014 гг. более чем удвоится: с 3.3 млрд долл. в 2008 г. до 7.7 млрд долл. в
Вообще, если раньше сотовый телефон характеризовали в основном по аппаратным показателям (быстродействие процессора, стандарт подключения, размер и разрешение дисплея, дизайн аппарата), то теперь, с распространением смартфонов, основное внимание переключается на имеющиеся в них приложения и пользовательский интерфейс, и уровень проникновения предустановленных приложений быстро растет.
Среди них можно выделить три основных категории: «родные» приложения, входящие в состав мобильной платформы, приложения, идущие под брендом оператора связи, и приложения от сторонних компаний, которые запрашивает для предустановки OEM-производитель телефона или предлагающий его оператор.
Список «родных» приложений быстро разрастается, из самых ходовых здесь адресная книга, программа отправки сообщений, мультимедиа-функции и пр. Список приложений под брендом оператора зависит от возможностей их поддержки самим устройством и продвигаемых оператором услуг. Из приложений сторонних компаний наиболее распространены браузеры, интерфейсы отправки сообщений и навигационное (картографическое) ПО. Основная платформа для такого предустановленного ПО — смартфоны, на них в 2008 г. пришлось 48.6% всех продаж, а в 2014 г. эта доля расширится до 68.4%. Хотя предустановленное ПО можно найти в мобильных телефонах всех типов, вплоть до самых дешевых (ultra low cost handsets, ULCHs).
Возвращаясь к смартфонам, — поскольку они становятся порталом для «облачных» вычислений, то уже стоит вопрос о безопасности и сохранности данных, что, вероятно, приведет к предустановке на них backup-приложений.
В то же время, как полагают в iSuppli, рост числа предустанавленных игр в ближайшие пять лет будут минимальный, их нужно будет приобретать в интернет-магазинах приложений (app stores).