Компания Gartner полагает, что в 2010 г. расходы на маркетинг высокотехнологических компаний и телеком-провайдеров (high-tech & telecom providers, HTTP) подскочат. Согласно проведенному Gartner в декабре 2009 г. опросу*, у 44% компаний этой группы маркетинговый бюджет в 2010 г. останется тот же, что и в 2009 г., у 41% компаний он вырастет и только у 15% компаний, вероятно, сократится. Таким образом, 85% опрошенных компаний собирались в 2010 г. увеличить бюджет либо сохранить его на прежнем уровне. По сравнению с 2009 г., когда более половины HTTP-компаний сократили бюджет на маркетинг относительно 2008 г., это звучит вполне оптимистично.
Несмотря на признаки роста IT-затрат в 2010 г., аналитики Gartner предупреждают, что неизбежно устанавливается новая «норма», покупатели все равно уже по-другому подходят к выбору покупок, опасаясь, что экономика может никогда не вернуться к предкризисному уровню. А это означает, что компаниям сегмента HTTP необходимо иначе подходить к маркетингу для конечных пользователей.
Согласно результатам опроса, некоторые компании намереваются существенно увеличить бюджет на маркетинг: 30% респондентов обозначили рост в рамках от 1 до 15%, в то время как 13% респондентов планируют увеличить маркетинговые расходы на 16—30% или даже больше. Ключевым приоритетом маркетинговых расходов для этих компаний будут программы поддержки прямых продаж, поддержки позиционирования продукции и внешних коммуникаций. Далее по степени важности следуют сегментация заказчиков по целевым группам, стратегический маркетинг, управление маркетингом и программы поддержки непрямых продаж.
Соотношение внутренних (in house) и внешних затрат на маркетинг в 2010 г. предполагается на уровне 1:3. Однако, согласно ответам большинства компаний, в 2010 г. 23% бюджета на маркетинг придется на фиксированные и периодические расходы (fixed and recurring costs), далее указывались расходы на маркетинг для поддержки канала продаж (17% респондентов), позиционирование продукции и внешние маркетинговые коммуникации (15% опрошенных).
На вопрос, как предполагается истратить средства на маркетинговые коммуникации, 22% респондентов сообщили, что большая часть этой части бюджета пойдет на проведение мероприятий, 16% опрошенных в качестве основного направления назвали рекламу и 11% — прямую электронную рассылку.
Аналитики Gartner отмечают, что при ответах на вопрос о сокращении их бюджетов в 2009 г. высказывания многих маркетинг-менеджеров носили двойственный характер. С одной стороны, они понимали, что сокращение идет в разрез с мнением множества гуру в этой области о том, что в трудные времена расходы на маркетинг необходимо увеличивать или хотя бы сохранить на прежнем уровне, чтобы оторваться от конкурентов и подготовиться к восстановлению бизнеса. С другой стороны, многие рассматривали неизбежное сокращение бюджета как призыв подумать о путях более эффективного его использования и поиска более точной оценки отдачи от маркетинга.
* Обзор Gartner основывается на ответах 206 компаний (в том числе, производителей аппаратных и программных средств, полупроводниковых компонентов, сервисных и телеком-компаний) в различных регионах мира.