Весной 2020 г. МТС начнет менять формат своей розничной сети — одной из крупнейших по продаже мобильных устройств в стране. Как сообщает РБК со ссылкой на данные представителя компании, к существующему стандартному формату добавятся три новых.
Сейчас стандартный магазин МТС имеет площадь 30–50 кв. м, оборудован витринами со смартфонами и аксессуарами, терминалами самообслуживания для получения операторских услуг и стойкой консультанта. Ритейлер намерен сокращать долю стандартных магазинов в пользу трех новых форматов.
Шоурумы от 150 кв. м, разделенные на демонстрационные зоны, в которых можно будет протестировать решения МТС в сферах «умного» дома и киберспорта, попробовать, как работают новые смартфоны и установленные на них приложения от оператора. Шоурумы будут располагаться на центральных улицах в городах присутствия, они должны стать местом для демонстрации экосистемы МТС. Главная задача таких магазинов — имиджевая, поэтому они могут быть планово убыточными, объяснил представитель МТС. За год компания планирует открыть от 50 до 80 шоурумов.
Флагманские салоны. Они меньше шоурумов — от 70 до 120 кв. м, и будут располагаться в локациях с высоким трафиком.
Мини-салоны находятся там, где невозможно размещение большого офиса, и эти магазины не должны быть убыточными. В точках площадью до 20 кв. м установят терминалы самообслуживания для получения абонентских и финансовых услуг от МТС Банка.
Форматы флагманских и мини-салонов МТС развивала и раньше, но до сих пор на них приходилось лишь около 5% от общего числа торговых точек, а оставшиеся 95% — на стандартные магазины. После изменений доля последних снизится до 63–64%, мини-салоны займут около 25% розничной сети, флагманские — 10%, а шоурумы — 1–2%. На конец третьего квартала 2019 г. (последние данные) розничная сеть МТС состояла из 5857 салонов. В 2018 г. компания планово закрыла 200 точек продаж. До конца 2020 г. в МТС рассматривают возможность сократить розницу еще на 400 салонов, но итоговое количество салонов, которые МТМ закроет, будет зависеть от ситуации на рынке.
Изменения розничной сети соответствуют обновленной стратегии компании, которую МТС представила в конце ноября прошлого года. Оператор намерен увеличить число конвергентных абонентов, т. е. тех, кто пользуется сразу несколькими продуктами или услугами.
Объем инвестиций в переоборудование розницы представитель МТС не назвал. Однако источник, близкий к компании, сообщил, что открытие одного шоурума в Москве или Санкт-Петербурге обойдется приблизительно в 20 млн руб., а в регионах значительно меньше.
По словам представителя МТС, российский рынок смартфонов практически перестал расти: производители не предложили принципиально новых устройств, и срок владения гаджетами увеличился до 30 месяцев против 24 в 2018 г.
По данным МТС за прошлый год, в России было продано 30 млн смартфонов на сумму около 495 млрд руб. В натуральном выражении рынок вырос на 1%, тогда как в 2018 г. рост составил 3%. Как ожидают в МТС, в 2020 г. объемы продаж смартфонов останутся на уровне 2019 г. В то же время продолжат увеличиваться продажи аксессуаров в результате выхода большого числа новых доступных моделей и роста отдельных категорий, в том числе «умных» колонок с голосовыми ассистентами и датчиков для «умного» дома.