Компания IDC подвела итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за 4-й квартал 2021 года. По данным IDC, в Россию в четвертом квартале было поставлено около 1,9 млн настольных и портативных компьютеров, что на 10,7% выше показателей аналогичного периода 2020 г.
Рост произошел в основном за счет моделей начального и среднего уровня, излишки которых образовались на заводах крупнейших производителей ПК в ноябре-декабре 2021 г. вследствие насыщения рынка и резкого снижения спроса на данные модели в США. Поскольку в России в течение 2021 г. ощущался дефицит недорогих моделей компьютеров, большинство вендоров приняли решение о перенаправлении поставок.
В потребительском сегменте доля ноутбуков выросла на 6,3%, а десктопов — наоборот снизилась на 9,4% (по сравнению с 4-м кварталом 2020 г.). Эти показатели хорошо коррелируют с возросшим спросом населения на универсальные ноутбуки с мощными видеокартами. Значительное увеличение поставок коммерческих моделей ПК было призвано восполнить дефицит в корпоративном канале и выполнить обязательства перед крупными заказчиками. Более трети поставок ноутбуков и более половины у десктопов пришлись на модели для корпоративных заказчиков.
В пятерку лидеров российского рынка ПК вошли компании Lenovo (18,5% всех поставленных за квартал ПК), Acer (16,8%), ASUS (15,6%), HP (14,8%) и Dell (6,0%).
Сегмент ноутбуков вырос на 14,6% по сравнению с показателями 4-го квартала 2020 г. Поставки здесь составили 1,3 млн штук. Среди вендоров лидирует Lenovo, в пятерку ведущих поставщиков ноутбуков также вошли ASUS, ACER, HP и Apple (в порядке убывания доли).
Поставки настольных ПК выросли в годовом выражении лишь на 3,0% и составили 0,6 млн штук. В сегменте десктопов возглавляют список лидеров Acer, HP и iRU, а замыкают пятерку лидеров Lenovo (4-е место) и DELL (5-е).
Рынок планшетов показал снижение на 11,1%. Наибольшие поставки здесь обеспечили Samsung, Lenovo и Apple (в порядке снижения доли). Поставки планшетов с фирменной съемной клавиатурой росли значительно быстрее устройств без клавиатурного порта, и в их общем количестве сильно выделяется доля Apple iPad.