Ситуация на мировом рынке программного обеспечения меняется, все активнее набирает вес политика предоставления ПО как услуги (SaaS), популярность которой за последние четыре года существенно повысилась по мере исключения таких первоначальных недостатков этого способа продажи софта, как невысокая безопасность, неприемлемые время отклика и уровень сервиса. Сейчас положение значительно улучшилось, и в текущем году аналитическая компания Gartner ожидает роста доходов для компаний, работающих по модели SaaS в сегменте приложений для предприятий, на 27% по сравнению с 2007 г., когда продажи составили 5,1 млрд долл. Ожидается дальнейшее расширение сообщества предприятий — потребителей подобной модели услуг, основным отличием которой является предоставление ПО с большого расстояния по IP-каналу по предварительной подписке. Компания Gartner определяет SaaS как ПО, которым владеют, доставляют и дистанционно управляют один или более провайдеров. [Понятно, что эта схема могла зародиться лишь после достаточно широкого распространения Интернета. Привычную же схему «программа в коробке» можно назвать аббревиатурой-антонимом Software-as-a-Product (SaaP)].
По прогнозам Gartner, данный рынок продолжит уверенный рост вплоть до 2012 г. К этому времени его объем почти утроится и достигнет 14,8 млрд долл. Прогноз компании не включает рынок инфраструктурного ПО, он касается только приложений для корпоративного пользования, к которому Gartner относит следующие виды ПО:
- поддержки контента, коммуникаций и совместной работы (content, communication, collaboration, CCC);
- поддержки взаимоотношений с клиентами (customer relationship management, CRM); ПО создания цифрового контента (digital content creation, DCC); офисные пакеты;
- планирования и управления ресурсами предприятия (enterprise resource planning, ERP);
- управления цепочкой поставок (supply chain management, SCM).
Одна из основных причин успеха модели SaaS во многих развитых странах — стремление организаций снизить свои расходы на ИТ, что на ближайшую перспективу становится особенно актуальным. Другой благоприятный фактор — постоянный рост распространения в мире широкополосных каналов доступа.
В свою очередь, рост популярности SaaS стимулирует многие сервисные компании, ранее занимавшиеся аутсорсингом в сфере ПО, переходить именно на такую форму поставки приложений предприятиям.
Самыми высокими темпами, по прогнозам Gartner, будет расширяться SaaS-поставка в сегментах пакетов офисных приложений и ПО для создания цифрового контента (DCC). По первому сегменту в период 2007—2012 гг. прогнозируются среднегодовые темпы прироста 99,2% с объемом продаж в конце периода 1,9 млрд долл. Примерно столь же быстрыми темпами (96,1%) будет расширяться сегмент DCC, спрос на этот тип ПО растет по мере того, как модель бизнеса предприятий становится все более «сетецентрической». Дальнейшее развитие данного сегмента будет зависеть от имеющейся емкости широкополосного канала доступа в Интернет.
По объемам SaaS-продаж впереди другие софтверные сегменты. Самый крупный класс ПО для организаций, поставляемый по модели SaaS, — это программы поддержки контента, коммуникаций и совместной работы (CCC). В текущем году, по оценке Gartner, продажи здесь составят 2,1 млрд долл., а в 2012 г., как прогнозирует компания, — 4,7 млрд долл.
Второй по величине сегмент данного рынка — ПО поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM). Ожидается, что в текущем году продажи здесь превысят 1,7 млрд долл., а в 2012 г. объем достигнет 3,2 млрд долл.
В заключение интересно отметить, что по аналогичным причинам в мире активно развивается еще один сегмент SaaS — Storage as a Service, — предоставление систем хранения данных как услуги. Вот так постепенно многие элементы ИТ уходят в Сеть.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.