После успешного прошлого года рынок средств визуализации, набрав достаточную поступательную энергию, продолжил свое более чем впечатляющее развитие и в первом полугодии 2008 г. Это касается практически всех технологических сегментов рынка.

По итогам первого полугодия 2008 г. весь рынок средств визуализации (в который мы традиционно включаем мониторы, ЖК-телевизоры, плазменные панели и телевизоры и мультимедийные проекторы) достиг отметки в 5,5 млн устройств на сумму более 3,1 млрд долл.1 Таким образом, за год рынок вырос на 30 % в натуральном выражении и почти на 50 % — в денежном. Основной точкой роста стали традиционные фавориты рынка — ЖК-телевизоры. Высокие показатели были также продемонстрированы и плазменными панелями и телевизорами, которые смогли прервать «затухающий» тренд и по итогам первого полугодия показали весьма значительные темпы роста (рис. 1). Данная динамика стала возможна, в частности, благодаря выводу на рынок сверхдешевых панелей малой диагонали сразу двумя производителями на фоне дефицита аналогичного типоразмера в ЖК-сегменте и продолжающемуся снижению цен на них.

Рис. 1. Относительная динамика темпов роста различных сегментов, H1’2008.

Продажи мультимедийных проекторов также показали более чем удовлетворительные темпы роста: в натуральном выражении они ненамного уступали динамике рынка в целом, а в денежном — превысили ее более чем на 20 %.

Лидерами по объемам продаж в натуральном выражении, остаются мониторы (рис. 2). Но если в предыдущие годы их преимущество на этом рынке было абсолютным (например, в первом полугодии 2004 г. их доля достигала 96 %), то в рассматриваемый период на них пришлось до 65 %. Это всего лишь вдвое больше, чем у их ближайших «преследователей» — ЖК-телевизоров. В отличие от мониторов ЖК-телевизоры продолжают активно увеличивать свое присутствие на рынке средств визуализации, ежегодно прибавляя по 10 % доли рынка. В денежном же выражении ситуация практически противоположная, что вполне понятно, учитывая разницу между стоимостью монитора и телевизора, и это несмотря на продолжающееся снижение цен на ТВ производителями.

Мониторы

По итогам первой половины текущего года реальная емкость мониторного сегмента превысила 3,6 млн единиц, показав 11 %-ный рост относительно предыдущего аналогичного периода. При этом хотя мы и наблюдаем положительную динамику в сегменте, но вынуждены констатировать продолжающееся снижение темпов роста. По-видимому, сегмент приближается к своей потенциальной емкости. В денежном выражении динамика роста была более значительной — 18 %, продажи составили более 1 млрд долл. Такой дисбаланс в основном стал следствием структурного сдвига потребительского спроса (и соответствующего предложения) в сторону больших и более дорогих широкоформатных устройств. Если год назад доля «широких» мониторов в структуре продаж едва достигала 13 %, то в рассматриваемом полугодии она превысила треть продаж в сегменте и продолжает уверенно увеличиваться (рис. 3). При этом в существующем товарном предложении доля широкоформатных мониторов к середине текущего года уже достигла отметки в 56 %. Это говорит о снижении интереса производителей и поставщиков к стандартным мониторам, продуктовое предложение которых в ближайшее время будет уменьшаться. Пока этот процесс характерен только для 17-дюйм SXGA-мониторов, а в ближайшие год-два можно ожидать уменьшения интереса и к их 19-дюйм собратьям, по­скольку им на смену уже пришли более технологичные устройства, с повышенным функционалом и по крайне привлекательной цене.

Рис. 2. Структура продаж средств визуализации, Н1’2008 (в штуках и деньгах).

В целом же пока в продажах продолжают доминировать стандартные SXGA-мониторы с диагоналями 17 и 19 дюймов, хотя их доля за год снизилась почти на 20 пунктов.

В то же время основными точками роста стали широкоформатные 19-дюйм мониторы, достигшие почти 19 % продаж, и лидеры роста — широкоформатные 22-дюйм мониторы, которые всего за год увеличили свою долю в структуре продаж почти в семь раз.

Лидером российского рынка в I полугодии оставалась компания Samsung, за ней следовала компания LG, на третьем месте с минимальным отставанием — Acer. Во втором «эшелоне» наибольшую активность проявляли ASUS, BenQ, NEC и ViewSonic2. На долю этих семерых вендоров приходится около 93 % продаж в натуральном выражении.

Плоскопанельные телевизоры

Сегмент плоскопанельных телевизоров (Flat TV), к которым мы относим ЖК-телевизоры от 15 дюймов и выше и плазменные панели и телевизоры, демонстрирует рекордные темпы роста. По итогам полугодия объем продаж данного сегмента достиг 1,9 млн устройств на сумму более 2 млрд долл. Таким образом, только за год сегмент вырос в два раза в натуральном выражении и более чем на 70 % — в денежном. При этом в рассматриваемый период ситуация относительно предыдущих периодов кардинально не изменилась: основные поставки пришлись на ЖК-телевизоры, тогда как доля плазменных панелей и телевизоров в структуре продаж остается несущественной. Хотя, как мы упоминали выше, в плазменном сегменте произошло качественное изменение, которое значительно расширило потенциальную емкость этого типа оборудования (крайне успешный вывод / возвращение на рынок сверхдешевых бюджетных панелей с диагональю 32 дюйма). Данный сдвиг в малую диагональ (рис. 4) позволил «плазме» после многих лет приостановить снижение своей доли и сохранить ее на том же уровне, что и год назад. Реанимация плазменного подсегмента стала также возможна в связи со снижением средней стоимости оборудования в целом, что позволило охватить новые потребительские группы. В итоге в первом полугодии традиционно преобладали плазменные панели с диагональю 42 дюйма, хотя их доля продолжала снижаться. Но если год назад она уменьшалась под давлением больших диагональных групп, то теперь на их сокращение повлияли панели с диагональю 32 дюйма и с базовым разрешением 852х480.

Рис. 3. Динамика структуры продаж мониторов по формату экрана (в штуках).

Кроме того, в данном технологическом сегменте продолжается рост Full HD-панелей, но основным разрешением в структуре продаж (85 %), как и прежде, остается 1024х768.

По итогам полугодия продажи плазменных панелей и телевизоров достигли отметки в 211 тыс. шт. в натуральном выражении и 393 млн долл. — в денежном. Показатели аналогичного периода 2007 г. были превышены на 132 %(!) и 66 % соответственно.

Рис. 4. Динамика структуры продаж плазменных панелей и телевизоров в разных диагональных сегментах (в штуках).

В первую тройку входят компании3 LG, Panasonic и Samsung, на них приходится примерно три четверти этого сегмента.

Продолжается рост ЖК-сегмента, объем которого по итогам полугодия практически удвоился относительно предыдущего аналогичного периода и почти достиг отметки 1,7 млн устройств. В денежном выражении объем рынка составил 1,7 млрд долл., что соответствует росту на 75 %.

Лидером по популярности, как и прежде, остаются «широкие» телевизоры с диагональю 32 дюйма, на долю которых пришлась треть всех продаж, второе место удерживают традиционные (4:3) 20-дюйм телевизоры, а замыкают тройку устройства с диагональю 26—27 дюймов. Последние постепенно теряют высокую динамику роста. Основными же точками роста остаются телевизоры с большей диагональю — от 37 дюймов и выше. Именно на них в последние годы акцентируют внимание все вендоры. Собственно, на эти типоразмеры и направлена основная маркетинговая активность производителей и реселлеров оборудования, тем более что непосред­ственно в этих «дорогих» типоразмерах они внедряют свои наиболее продвинутые решения.

Рис. 5. Структура продаж мультимедийных проекторов по разрешениям (в штуках).

Из технических тенденций стоит отметить продолжающуюся консолидацию основных разрешений: в настоящий момент в значимых объемах присутствует всего четыре типа разрешения, при этом почти 60 % продаж приходится на матрицы 1366х768. Также выросла доля Full HD-устройств, она достигла почти 10 % продаж. В то же время доля бюджетных телевизоров с разрешениями 640х480 и 800х600 продолжает снижаться. На смену им идут новые типоразмеры, которые мы пока относим в группу «Другие». Но уже сейчас можно отметить более чем значимое присутствие в этой группе телевизоров с так называемым мониторным разрешением — 1440х900 и 1680х1050 и с диагональю 19 и 22 дюйма соответственно, доля которых и дальше будет расти. Некоторое время назад на телевизионном рынке уже присутствовали похожие устройства с мониторным разрешением. Но тогда данная тема не получила распространения и такие телевизоры в связи со спорными потребительскими преимуществами и не особо привлекательной стоимостью были вынуждены покинуть рынок. Сейчас цены существенно снизились, и по-видимому, подобные ТВ будут все больше набирать популярность, особенно в бюджетном потребительском сегменте.

В первую пятерку производителей ЖК-телевизоров вошли компании4 BBK, Philips, Samsung, Sony, Toshiba, которые в первом полугодии суммарно контролировали 78 % этого рынка.

Мультимедийные проекторы

В сегменте мультимедийных проекторов (в которые мы включаем устройства для бизнеса и образования, проекторы для развлечений и универсальные аппараты многоцелевого использования) продолжается вполне удовлетворительный рост в натуральном выражении. По итогам полугодия емкость сегмента достигла отметки в 54 тыс. устройств, что обеспечило почти 20 %-ный рост относительно аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении рынок превысил отметку в 75 млн долл., показав 13 %-ный рост к предыдущему периоду. Рост мог быть и больше, если бы не было «затишье» в I квартале, когда объемы продаж не то что не подтвердили оптимистические ожидания многих игроков рынка, но и оказались ниже аналогичного уровня прошлого года. Но к началу II квартала ситуация нормализовалась и «отложенный спрос» I квартала был реализован во втором.

На этом рынке по-прежнему превалируют DLP-проекторы, хотя их преимущество активно сокращается: по итогам полугодия на них пришлось чуть больше 51 % рынка. Судя по активности ряда вендоров, поставляющих проекторы на базе LCD-матрицы, данная тенденция продолжится.

В структуре продаж, как и прежде, наблюдается уверенное преобладание легких (ультрапортативных и микропортативных) аппаратов, их доля составила 90 %. Продолжает уменьшаться доля SVGA-проекторов, которые активно вытесняются XGA-устройствами. Продажи последних в рассматриваемый период превысили 60 % в целом по сегменту (рис. 5).

Если же рассматривать потребительские сегменты отдельно друг от друга, выявится интересная закономерность. В группе устройств для бизнеса и образования происходит бесспорное доминирование XGA-устройств, а в универсальных проекторах доля базового SVGA-разрешения достигает 2 / 3 продаж. Кроме того, в последней группе устройств стала ощутима доля широкоформатных проекторов с разрешением 1280х720 (768), она составляет уже более 2 %. А в группе кинотеатральных устройств это разрешение преобладает, достигая тут почти 70 %. На втором месте расположились Full HD-проекторы (18 %), опережая бюджетное разрешение 854х480 более чем на 5 пунктов.

По итогам полугодия лидером рынка стала компания Epson, кроме нее в первую тройку вошли Acer и BenQ. Стоит отметить и следующую группу вендоров, также показавших значительные объемы продаж: NEC, Sanyo и Toshiba.

Мнение эксперта

Андрей Таскаев, менеджер по продукции компании BenQ Russia

Говоря о тенденциях проекторного рынка, мы не должны забывать о короткофокусных проекторах. Реальное предложение таких проекторов сформировалось только в этом году, но динамика их роста впечатляет. По предварительным оценкам III квартала, их доля рынка в штуках приближается к 3%! Почему это происходит? При сопоставимых вложениях мы имеем лучшие или аналогичные ТТХ в сравнении с дисплеями больших диагоналей и другими способами отображения информации.

При расстоянии до проектора в 1 м в незатемненном помещении мы имеем изображение диагональю около 2 м и яркостью 300—500 кд/м2, и при этом практически невозможно «испортить» картинку своей тенью. Система коррекции цвета стены позволяет обойтись без экрана, DLP-технология гарантирует требуемую контрастность, исключает деградацию цветов. Где это востребовано? Везде, где необходим большой объем изображения при ограниченном пространстве: витрины магазинов, демозалы, выставки, малые переговорные и офисы вообще, классы, просто обычные комнаты. Стоимость короткофокусных проекторов, например в товарной линейке BenQ, варьируется от 800 до 2000 долл.

Прямое влияние этих проекторов на смежные сегменты средств отображения информации (PDP, LCD-мониторов и пр.) предсказать сейчас невозможно, но оно непременно будет.

В итоге мы имеем новые области применения проекторов, где до сих пор использовались другие решения. А для проекторного канала появляются новые возможности и направления сбыта, расширение клиентской базы, оказание услуг по установке и сопровождению. Насколько это важно сейчас, объяснять не надо.

1 Предыдущую статью на эту тему см. «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 2, с. 76.
2 Компании перечислены в алфавитном порядке.
3 Компании перечислены в алфавитном порядке.
4 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.