Фотокамеры
В 2007 г. российский рынок цифровых фотокамер продолжил свой рост, объем продаж достиг почти 4,9 млн единиц, увеличившись относительно показателя 2006 г. на 41%. Конечно, это уже не 70%-ный рост, который был продемонстрирован в 2006 г.1 относительно 2005-го, но и о приближающемся насыщении рынка говорить еще рановато – абсолютные величины прироста продаж в 2007 и 2006 гг. к предыдущему году практически равны (рис. 1).
Рис. 1. Динамика российского рынка цифровых фотокамер в натуральном выражении.
В денежном выражении в 2007 г. рынок впервые преодолел отметку 1 млрд долл. и составил 1,38 млрд. Правда, в предыдущем году рынок был уже очень близок к упомянутой отметке.
Можно отметить еще одну характерную отметку. Компания Canon стала первым (и пока единственным) вендором, которому удалось по количеству проданных устройств в течение года превысить отметку в 1 млн шт.
По итогам года в тройку лидеров продаж в натуральном выражении входят Canon, Samsung и Sony2, во второй тройке присутствуют Nikon, Olympus, Panasonic. Суммарно на этих вендоров приходится почти 83% продаж, годом ранее эта цифра равнялась 76%.
В стане лидеров наибольший рост продаж показали Samsung и Panasonic, причем продажи компании Samsung выросли более чем вдвое, что и позволило ей уверенно занять место в первой тройке.
Индекс Герфиндаля (вычисляемый как сумма квадратов долей участников рынка) в 2006 и 2007 гг. равнялся 0,12 и 0,14 соответственно. Вышеуказанные показатели говорят о некоторой олигополизации рынка. Однако стоит отметить, что среди всех IT-рынков, исследуемых компанией ITResearch, в сегменте цифровых фотокамер самая высокая интенсивность конкуренции.
Можно отметить всплеск продаж цифровых камер HP в канале в IV квартале, результат которого превысил сумму трех предыдущих в два с лишним раза. Но связано это с принятием решения о закрытии направления и, по всей видимости, с реализацией оставшейся продукции по сниженным ценам. Возможно, на прилавках магазинов цифровые камеры HP еще будут продаваться, но в наших отчетах, составляемых по продажам партнеров первого уровня, данный вендор больше не появится.
Из-за сложности конкуренции с бюджетными камерами топовых вендоров одни low-бренды вынуждены были вообще уйти с российского рынка цифрового фото, а продажи других непрерывно сокращаются – доля компаний, занимающих места ниже 15-го, в 2007 г. по отношению к предыдущему сократилась более чем вдвое. Конечно, несколько компаний из нижней части списка улучшили свое положение в годовом рейтинге, но в целом налицо уменьшение доли аутсайдеров, что лишний раз доказывает дальнейшую консолидацию рынка.
Смена лидерства в мегапикселах
В ежегодной смене лидирующего разрешения матрицы не стал исключением и 2007 г. По итогам года вперед вышло разрешение 7 Мп, причем его доля в 2007 г. больше доли лидера предшествующего года - 6 Мп - почти в полтора раза. На это же указывает динамика продаж цифровых фотокамер с различным разрешением матрицы (рис. 2). Если в первом полугодии 2007 еще наблюдался рост продаж 6-Мп камер, то по итогам года продажи этого разрешения оказались ниже, чем в 2006 г. даже по абсолютному значению.
Рис. 2. Динамика продаж цифровых фотокамер с различным разрешением матрицы (2007/2006 гг.).
Основные продажи на российском рынке пришлись на модели с разрешением 6, 7 и 8 Мп, суммарная доля которых лишь немного не дотянула до 80%. Заметно увеличение продаж 8-Мп камер, причем по итогам 2007 г. доля этого разрешения была больше, чем 7 Мп – в предыдущем году. Высокие показатели роста продаж фотокамер с разрешением 10 Мп и выше объясняются небольшой долей этого сегмента в 2006 г., в 2007 же году этот сегмент в количественном исчислении почти достиг 10%. Примерно такую же долю имеют 5-Мп камеры, и здесь ощутимый вклад внесла очень удачная модель Canon PowerShot A460, ставшая, по нашим оценкам, бестселлером года.
Анализ продаж по ценовым диапазонам показывает, что лидируют устройства стоимостью от 101 до 200 и от 201 до 300 долл. – в сумме на них пришлось примерно 2/3 всех проданных устройств. Далее с увеличением цены свыше 400 долл. продажи в количественном измерении падают, и лишь в интервалах 901–1000 и 1001–1500 долл. немного идут вверх. Это связано с тем, что здесь располагаются самые популярные зеркальные камеры, предлагаемые в комплекте с объективом.
Если сравнить продажи по стоимостным диапазонам в 2007 и 2006 гг., можно заметить, что доля диапазона 301–400 долл. уменьшилась, а диапазонов 101–200 и 201–300 увеличились. Мы не спешим заявлять о значительном снижении цен на сами камеры. Ведь, по результатам наших исследований, во-первых, даже сегмент 301–400 долл., больше других потерявший долю рынка, имеет положительный результат относительно предыдущего года; во-вторых, средневзвешенная цена фотокамеры по итогам этих двух годов практически не изменилась в долларовом эквиваленте. В-третьих, очевидно, что вендоры, являющиеся market-maker’ами, совершенно не хотят идти по пути конкуренции друг с другом только в сегменте недорогих камер и периодически выпускают новые модели с улучшенными техническими характеристиками и все более интересным дизайном по чуть более высоким ценам.
Зеркальные камеры
Сегмент зеркальных камер все еще продолжает быстро расти. Правда, в количественном измерении, по нашим данным3, доля зеркалок на российском рынке более чем вдвое меньше этого же показателя на мировом рынке, – 7,4%, согласно данным ассоциации CIPA (Camera & Imaging Products Association). Зато российский рынок показывает почти двукратный рост. Основные продажи на отечественном рынке зеркалок приходятся на комплекты ценой менее 1000 долл.
Лидерами в этом сегменте являются компании Canon и Nikon, очень неплохие показатели также у Olympus и Sony. По всей видимости, Sony очень серьезно заинтересована в данном направлении, – вслед за неплохо продававшимися двумя моделями зеркалок компания выпустила еще три. Вообще, ни для кого не секрет, что кроме непосредственной продажи фотокамеры в данном случае вендоры «подсаживают» покупателя на покупку дополнительных продуктов: объективов, вспышек, фильтров и пр. С этой точки зрения сегмент зеркалок становится еще более привлекательным для производителя.
Учитывая быстрый рост сегмента зеркальных камер, в наших отчетах, начиная с текущего года, был введен соответствующий дополнительный раздел.
Структура продаж цифровых видеокамер на российском рынке
На рынке цифровых видеокамер. В самом начале изучения нами предполагалось, что рост рынка цифровых видеокамер сопоставим по порядку с сегментом фото. По итогам 2007 г. были получены следующие цифры: примерно 940 тыс. устройств на сумму 535 млн долл. И по объему, и, что еще существеннее, по темпам роста, этот сегмент заметно уступает сегменту цифрового фото.
Вообще видеокамеры пока еще являются нишевым товаром, несмотря на присутствие большого числа моделей ценой менее 300 долл. (mini-DV) или 400 долл. (DVD). Дело в том, что с отснятым видеоматериалом нужно работать. С кассеты его необходимо переписать на видеокассету или DVD/HDD-рекордер. С одной стороны, это самая простая операция, с другой, видеомагнитофоны – это уже даже не вчерашний день, а покупка рекордера – не самое дешевое удовольствие. Другой вариант – использование для монтажа ПК. Но для работы с видео необходим достаточно мощный компьютер. Более дешевые камеры mini-DV для переноса видео на жесткий диск нуждаются в наличии порта IEEE1394 и большого объема свободного пространства. Более удобные в плане переноса на компьютер видеокамеры с «компьютерными» носителями (DVD, HDD, Memory) топовых вендоров в настоящее время еще достаточно дороги. Кроме того, отснятый материал является по сути черновым, т. е. его необходимо монтировать, чем заниматься хочется немногим.
Но все-таки изменения на рынке цифровых видеокамер видны «невооруженным глазом». Прежде всего, они коснулись структуры продаж по носителям. Если в I квартале 2007 г. камеры, записывающие на кассеты (mini-DV/HDV), занимали почти половину рынка, то к IV их доля сильно упала. Наибольший рост показали HDD-камеры – их доля с I по IV квартал почти утроилась. Самым стабильным оказался сегмент DVD-камер, его доля выросла лишь на 5%. Это подтверждает тот факт, что удобство работы с отснятым видео российскому покупателю важнее, чем цена на устройство.
Рис. 3. Структура продаж российского рынка видеокамер по носителям.
По итогам года на первое место среди носителей вышел сегмент DVD, немного обогнав mini-DV. Видеокамеры на жестком диске набрали чуть меньше четверти рынка в количественном измерении. Видеокамеры класса Memory взяли долю менее 5%, большая часть которой приходится на недорогую продукцию Genius. Топ-вендоры здесь либо имели небольшие продажи из-за относительно высокой цены устройств, либо они начали осваивать этот сегмент только в конце года.
Большой скачок совершили продажи видеокамер, поддерживающих запись HD-видео, их доля увеличилась за год почти в три раза. Высокая динамика роста в 2007 г., а также большая установленная база HD-ready и HD-телевизоров дают повод полагать, что доля продаж HD-камер продолжит расти.
Лидером сегмента HD-камер является компания Sony, как, впрочем, и по общему числу проданных видеокамер. Кроме нее в первую пятерку также входят4 Canon, JVC, Panasonic, Samsung. Также в отчете ITResearch фигурируют компании Genius и компания Sanyo. Стоит отметить, что в 2007 г. имелись незначительные продажи видеокамер Hitachi, которая, может быть, до лучших времен была вынуждена уйти с российского рынка. Продажи других вендоров на российском рынке незначительны.
Прогнозы – дело неблагодарное, а на нишевом рынке – неблагодарное вдвойне. По всей видимости, результаты в 2008 г. будут зависеть от ценовой политики вендоров.
1См. статью «Все больше мегапикселов», «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 4, с. 50.
2Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.
3См. «Структура продаж на российском рынке видеокамер», годовой аналитический отчет компании ITResearch, 2007 г., Москва.
4Компании перечисляются в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.