Рынок мультимедийных проекторов (MMP) уже продолжительное время является наиболее интересным и в то же время неоднозначным технологическим сегментом в группе продуктов, которые мы объединили в разделе «Средства визуализации». Интерес к ним не только не проходит, а с каждым годом только возрастает. По актуальности и по «накалу страстей» рынок проекторов можно сравнить лишь с относительно только зарождающимся в России рынком информационных панелей.
      В настоящий момент мы столкнулись с тем, что принятая нами их сегментация по массогабаритым параметрам не отвечает современным тенденциям рынка, не совсем корректно отражает нынешние реалии, и возможно, в определенной степени морально устарела.
      Если в 2001 г., когда мы начали исследования по проекторной тематике, сегментация устройств на основе массогабаритного признака* была признана вполне обоснованной и актуальной, то в настоящий момент вес устройства при выборе проектора потребителем в большинстве случаев оказывается далеко не первостепенным фактором. Техническое развитие ММР достигло такого уровня, что даже легкое (мобильное) устройство может быть установлено стационарно и использоваться в качестве инсталляционного, с полноценным набором функций и дополнительными коммутационными возможностями (LAN, беспроводное подключение, дистанционное управление и диагностика и пр.).
      То есть, если раньше, исходя из веса устройства и его стоимости, было вполне понятно, кто и для каких целей его приобретает, то со временем такое заключение стало далеко не всегда верным и однозначным для производителя или продавца при планировании товарного предложения и структуры продаж. Отметим сразу – мы не собираемся полностью игнорировать данный параметр, но и отводить ему первостепенную роль в сегментации MMP уже не считаем целесообразным.
      Кроме того, нуждается в уточнении и определение класса кинотеатральных проекторов, который мы выделяли на основании формата проецируемого изображения – в свете последних технологических тенденций это также становится не совсем верным. Широкий экран перестал быть эксклюзивным признаком. За прошедший 2007 г. (вслед за тенденцией в компьютерном сегменте) появилось несколько бизнес-проекторов с «родным» широким форматом изображения. Конечно, в связи с их малочисленностью ими можно было бы пока пренебречь, но поскольку мы предполагаем, что тема широкоформатных бизнес-решений в ближайшее время получит активное продолжение, игнорировать этот тренд не стоит. Описанные выше причины не исчерпывают все аргументы, которые побудили нас к пересмотру сегментации, но остальные менее значимы и мы пока воздержимся от их обсуждения.
      На основе собственного анализа и после консультаций с рядом игроков рынка (из числа вендоров и дистрибуторов) нами был выработан альтернативный подход к сегментации, – по целевому позиционированию устройств. Хотя и здесь есть определенные сложности – в предыдущих статьях мы неоднократно подчеркивали, что абсолютно точно установить, для каких целей приобретается проектор, – задача трудновыполнимая, и зачастую выявляется его последующее непрофильное применение. Так, простой офисный проектор (базовая модель) может быть приобретен конечным потребителем для дома, исходя только из его низкой стоимости, или наоборот, – «дорогое» устройство многоцелевого назначения используется для проецирования только стационарного изображения, т. е. его потенциальные возможности, вложенные разработчиком, не реализуются. Такие случаи – далеко не редкость на российском рынке.
      В настоящий момент производители проекционного оборудования выпускают крайне широкое по целевому использованию продуктовое предложение, начиная с «тяжелых» инсталляционных бизнес-проекторов для ситуационных центров и до узкоспециализированных «игровых» аппаратов. В последнее время появилось даже несколько футуристических решений, как то: установка проекторов в фары автомобилей для просмотра видеоконтента в дороге на задних бортах впередиидущих грузовиков. Но такие маргинальные решения мы оставим «за кадром» и при обсуждении российских реалий не будем обращать на них внимание. Тем более что детализация приведет к значительному усложнению этого и так не самого простого с точки зрения технологий рынка.
      В настоящий момент мы предлагаем разделить весь массив товарного предложения мультимедийных проекторов на три основные группы:
      - бизнес-проекторы – office, в которые мы включаем data-проекторы для бизнеса, образования** и иных структур, где в основном требуется воспроизведение статичного контента);
      - проекторы для развлечений – video (от домашнего применения до крупных развлекательных центров);
      - универсальные проекторы – office/home (многоцелевые устройства, которые с равным успехом и эффективностью могут использоваться для проецирования статичного и динамичного контента).
      Критерием же отнесения мультимедийного проектора в ту или иную группу в основном является его позиционирование компанией-производителем (ТМ), что, на наш взгляд, является вполне адекватной оценкой. При этом нужно понимать, что включение устройства в определенную целевую группу зависит не только от желания производителя, допустим, представить наиболее полную линейку проекторов для всех групп потребления, но и необходимость присутствия в линейке разных в техническом плане устройств. Например, бизнес-проектор должен обладать большим световым потоком, чтобы не зависеть от степени освещенности помещения; достаточно широким выбором коммутаций, быстрым «стартом» и пр. Тогда как у video-проекторов будут совсем другие приоритетные технические параметры: поддержка видеосигналов (вплоть до сигнала высокой четкости), «родное» широкоформатное изображение, высокая контрастность, бесшумность работы устройства, привлекательный дизайн и т. д. Если говорить об универсальных проекторах, то в идеале они должны объединять в себе все вышеперечисленные характеристики. Но до совершенства им крайне далеко, и в настоящий момент можно сказать, что такие многоцелевые устройства пока объединяют в себе все преимущества и недостатки двух других сегментов. То есть, несмотря на свою универсальность, это в лучшем случае «середнячки» и в том, и в другом целевом назначении.
      Комментарии специалистов ведущих проекторных компаний по новой сегментации – см. врезку.

      Под новым углом зрения
      Вообще мы не впервые*** применяем на практике новую методологию и рассматриваем рынок проекторов в новой системе координат, но для статьи по товарному предложению новая сегментация используется первый раз. В данном обзоре исследуется ситуация второго полугодия 2007 г. В реальных продажах в этот период было отмечено более 380 мультимедийных проекторов от 21 вендора, что на 30 больше, чем в первом полугодии. И это с учетом ухода ряда моделей с рынка и появления новых, количество которых достигло почти 120 шт., что составило более чем 30%-ное обновление товарной номенклатуры.
      Лидерами рынка по широте продуктового наполнения стали компании Epson с 42 устройствами, Sanyo (32) и Toshiba (31). А максимально количество новинок – 15 – представила компания Sanyo.
      В целом, согласно нашей новой сегментации, во втором полугодии 2/3 устройств относились к сегменту бизнес-проекторов, 15% предложения – к универсальным и почти 20% – к устройствам для развлечения. При этом интересно, что и в первом полугодии распределение устройств по целевым сегментам было очень схожим (рис. 1). Такая структура предложения вполне закономерна, ведь на сегодняшний момент основной рынок сбыта проекторов – это бизнес-сегмент (от малых предприятий до крупных корпораций), сфера образования, различные государственные структуры и т. д. В то же время проекторы для развлечения приобретаются пока в ограниченных количествах, хотя доля таких устройств в товарной номенклатуре вендоров уже сейчас вполне заметна, а динамика их продаж не отстает от динамики роста рынка в целом.

      Рис. 1. Динамика структуры товарного предложения MMP по целевым сегментам.

      В связи с этим интересно рассмотреть профили основных вендоров через призму вводимой нами сегментации (рис. 2). Например, у компании Acer при широкой товарной линейке весьма значительное число универсальных устройств, их доля во втором полугодии достигает почти половины предложения. У Hitachi приоритетными оказываются проекторы для бизнеса и образования (office) – их удельный вес в номенклатуре вендора превышает 80%. Компания InFocus проводит наиболее четкую (из представленных нами вендоров) дифференциацию своей продукции: либо бизнес-проекторы, либо для развлечения. А у ViewSonic обратная ситуация: полностью отсутствуют «чистые» проекторы для развлечения.

      Рис. 2. Соотношение целевых сегментов в товарном предложении ряда компаний и в целом по рынку (H2_2007).

      Как говорилось выше, массогабаритный признак хоть и перестал быть основополагающим критерием при сегментации MMP, но остается одним из важных показателей данного типа оборудования. При этом складывается интересная закономерность: чем устройство «тяжелее», тем выше доля проекторов для развлечения. Если среди микропортативных доля устройств video – на уровне статистической погрешности, то в стационарных они составляют половину всего предложения. А проекторы класса office/home более активно представлены в микропортативной, ультрапортативной и стационарной группах (рис. 3).

      Рис. 3. Представленность целевых потребительских групп в различных массогабаритных сегментах (H2_2007).

      Посмотрим теперь, каковы основные векторы развития проекторного рынка в соответствии с нашей новой сегментацией. Ввиду очень обширной номенклатуры здесь мы рассмотрим только один из трех сегментов – office, а остальные два будут проанализированы в нашем следующем обзоре.

      Проекторы для бизнеса и образования (office)
      По итогам второго полугодия в этом сегменте были отмечены продажи более 250 проекторов, из которых почти 30% – новинки полугодия (см. таблицу). Как и прежде*****, значительному обновлению подверглись практически все массогабаритные группы. Лидером обновления, как можно было предположить заранее, стала наиболее массовая и популярная группа ультрапортативных устройств, в ней зафиксировано 35%-ное обновление (рис. 4). В наименьшей степени (лишь на 16%) обновилась группа портативных проекторов, она пополнилась всего семью новинками. На фоне портативных устройств особо привлекательно выглядит динамика обновления в самой малочисленной группе «тяжелых» переносных и стационарных проекторов, где за рассматриваемый период было анонсировано пять новинок, притом, что в группе насчитывается всего 18 устройств.

      Рис. 4. Соотношение новых и «старых» моделей проекторов сегмента office в различных массогабаритных категориях (H2_2007).

      Из технических закономерностей можно отметить сокращение числа моделей с базовым разрешением SVGA, таковых осталось всего 30. Лидером по данному показателю стали проекторы с разрешением XGA, на долю которых пришлось более 80% от всего количества аппаратов этого сегмента. Также стоит отметить небольшое преимущество в данном сегменте LCD-проекторов: на их долю пришлось 55%.
      В целом лидером по широте товарного предложения в этом сегменте (как, впрочем, и по рынку ММР в целом) стала компания Epson, она представила линейку из почти 30 моделей. Отметим также вендоров, предложение которых не на много уступает лидеру в количественном отношении: Toshiba – 26 устройств, Sanyo – 22 и Hitachi – 20. По интенсивности же обновления вперед вышла компания BenQ, представившая 10 новинок.
      Нельзя также обойти вниманием такое знаковое для рынка ММР в целом и для этого сегмента в частности событие, как появление в реальных продажах широкоформатных устройств для бизнеса. По итогам второго полугодия только в этом сегменте их уже насчитывалось пять. Новаторские решения предложили компании BenQ (модели MP730, SP830, SP831) и Toshiba (TDP-EW25 и TLP-WX2200). Все новинки относятся к группе ультрапортативных проекторов с «родным» разрешением 1280x768(800) (по данным компаний). Практически все эти устройства разработаны на основе DLP-технологии, исключение составляет лишь модель TLP-WX2200. Появление в ближайшее время аналогичных устройств анонсировали также ряд других вендоров.
      Кроме того, компания Toshiba представила две модели, выполненные по ESP-технологии (Extreme Short throw Projector), которая позволяет сократить минимальное расстояние от проектора до экрана до полуметра. Это уже названный выше широкоформатный проектор TDP-EW25, а также TDP-EX20 с разрешением 1024х768. Вообще это не первый опыт компании по сокращению минимального расстояния от устройства до экрана, уже в 2006 г. она представила две кинотеатральные модели с технологией «сверхблизкого проектирования» – TDP-ET10 и TDP-ET20. Однако Toshiba – не единственная компания, которая занимается решением проблемы сокращения расстояния от проектора до экрана при четкой и большой «картинке». Другие производители также регулярно анонсируют свои новинки и технические решения в этой области, хотя и не столь впечатляющие.
      Возвращаясь же к новинкам рассматриваемого полугодия, хотелось бы дополнительно отметить, что большой угол офсета (смещение изображения относительно оси объектива) у модели TDP-EX20 позволяет повесить аппарат выше, чем стандартный, и за счет этого избежать ослепления выступающего светом от проектора.
      Компания LG присоединилась к пулу игроков, которые некоторое время назад ввели в свои товарные линейки светодиодные проекторы. Во втором полугодии LG анонсировала DLP-проектор HS101 с заявленной яркостью 100 люкс. Таким образом, за анализируемый период в номенклатуре рынка ММР теперь насчитывается уже три вендора, в предложениях которых есть аналогичные устройства, это еще Toshiba с моделью FF1 и Mitsubishi с моделью уже второго поколения PK20. Правда, в отличие от LG и Toshiba проектор от Mitsubishi позиционируется как универсальное устройство (office/home).
      Средняя стоимость одного проектора данного сегмента продолжает активно снижаться во всех массогабаритных группах, за исключением «тяжелых устройств». В результате на конец года она составила 2825 долл.
      О сегментах, не вошедших в данный обзор, мы продолжим разговор в наших следующих выпусках.

      Врезка

Актуален ли переход в сегментации рынка проекторов от массогабаритного признака к делению по целевым группам потребления?

1. «Сегментировать рынок проекторов по целевым группам потребления – очень неплохая идея, которая в дальнейшем поможет конечному покупателю проще ориентироваться в представленном ассортименте. Хотя, на мой взгляд, она может ввести клиента в заблуждение. Я бы предложил сегментировать проекторы не по целевым группам, а по назначению: проекторы для обучения и презентаций; универсальные проекторы для обучения и презентаций; стационарные проекторы для больших аудиторий и конференц-залов; проекторы для развлечений и домашних кинотеатров. В этом случае клиент может сфокусировать внимание непосредственно на тех моделях, которые подходят для решения его задачи.
Для нас сегментация по целевым группам очень важна, так как позволяет нашим клиентам проще ориентироваться в ассортименте». – Сергей Мельников, менеджер по маркетингу ГК Polymedia

2. «Сегментация проекторов по целевым группам потребителей, безусловно, будет реалистичнее отражать положение, чем формальное деление по массогабаритному признаку.
Однако в аналитических исследованиях переход к новой сегментации будет непростым, т. к. четкое позиционирование продуктов присутствует далеко не у всех производителей, а торговые компании могут трактовать его по-разному. Например, широкоформатный проектор с высокой яркостью может быть отнесен к бизнес-проекторам, он же может быть использован для компьютерных игр и домашнего кино, а в новой сегментации его следует отнести к универсальным проекторам. Поэтому при сборе статистических данных возможны разночтения и неточности.
«Русский Стиль» на практике давно использует позиционирование проекторов по трем сегментам: для бизнеса и образования, кинотеатральные и универсальные. Она удобна как нам при планировании стратегии и тактики продвижения продуктов, так и нашим партнерам для работы с конечными потребителями». – Надежда Харитонова, директор по маркетингу компании «Русский Стиль».

3. «В целом, предложенная модель может помочь поставщикам в анализе и сегментации рынка. На мой взгляд, двумя категориями с четкими отличительными характеристиками являются 1-ая (office) и 3-я (video). Однозначно отнести тот или иной проектор к категории (office/home) – не вполне обоснованный шаг, особенно со стороны производителя, так как это может размыть и ослабить позиционирование продукта в представлении покупателя, у которого обычно есть свои конкретные цели. Также в рамках данной категории возможен большой ценовой и качественный разброс. Что касается линейки Sony, то в ней есть проекторы, относящиеся ко всем трем категориям, поэтому для нас такая сегментация актуальна». – Алексей Бывшев, главный специалист отдела профессионального оборудования, компания Sony

4. «Мы считаем такое разделение проекторов на сегменты целесообразным и необходимым. Деление проекторов только по массогабаритному признаку не дает понимания рынка проекторов в целом (У нас были случаи, когда большие и тяжелые стационарные проекторы покупались для использования в домашнем театре. И наоборот, образовательные учреждения покупали относительно недорогие микропортативные проекторы в большие аудитории, тогда как лучшим выбором была бы портативная модель). Проектор – это прежде всего товар, а любой товар имеет своего потребителя. Поэтому в случае сегментации по целевым группам потребления, всем игрокам рынка будет легче анализировать и понимать этот рынок, выстраивать стратегию продаж». – Дмитрий Комаров, руководитель отдела продаж компании CTC Capital.

5. «Мы полагаем, что на сегодняшний день данная сегментация несколько неудобна для восприятия пользователями. Отличным решением стало объединение бизнеса и образования в один сегмент, так как эти два направления стали довольно часто пересекаться. К тому же условия эксплуатации и требования к технике в этих направлениях схожи. Единственное различие – модели для школы и офиса могут значительно различаться в цене.
А вот выделение двух других сегментов нам представляется неудачным.
Совсем не ясно, что понимать под термином "универсальные" проекторы. Возможно, некоторые производители и позиционируют так свои модели, но мы считаем, что оборудование должно соответствовать определенным задачам. Клиент не должен тратить лишние средства на ненужную ему "универсальность". Сегмент "проекторы для развлечений" следовало бы разделить на "домашнее кино" и "проекторы для клубов/ресторанов".
Для нас более правильной представляется следующая сегментация:
проекторы для домашнего кино;
проекторы для образования;
проекторы для бизнеса;
проекторы для индустрии развлечений».
Анатолий Гусев, руководитель презентационного направления Группы компаний "Легион".

* Микропортативные – до 2,25 кг, ультрапортативные – от 2,25 до 4,5 кг, портативные 4,5 – 9 кг, переносные и стационарные – более 9 кг и кинопроекторы – с форматом проецируемого изображение 16:9.
** В техническом плане проекторы для бизнеса и образования практически не имеют отличий. Основным критерием выбора устройства является их стоимость, которая остается определяющим фактором при закупках в бюджетные сферы.
*** С прошлого года аналитическая компания ITResearch в некоторых типах отчетов по российскому рынку MMP применяет новую сегментацию.
**** Предыдущий обзор товарного предложения ММР – статью «Доступные и разнообразные» – см. «Бестселлеры IT-рынка», 2007, № 2, с. 69.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.