Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные и мобильные ПК) в первом полугодии 2010 г. составил 3765 тыс. шт. При этом на настольные ПК с учетом «самосбора» приходится чуть менее половины продаж в натуральном выражении – впервые в России мобильный сегмент обогнал настольный. В мобильном секторе примерно 21% продаж пришелся на нетбуки.

По сравнению с первым полугодием 2009 г. – периодом наиболее острой фазы кризиса – десктопы выросли на 16%, а ноутбуки вместе с нетбуками – почти на 55%.

На рынке стало заметно присутствие новых технологических категорий – это компьютеры в формате All-in-one (AIO) и неттопы. В целом по рынку доля этих подсегментов пока невелика (в сумме менее 5%), но если брать продажи только зарубежных брендов, то здесь доля AIO уже превышает 10%, по неттопам – чуть ниже.

Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили* Acer, Depo, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems – состав этого списка остался неизменным с прошлого года. В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Lenovo и Samsung, и в этом случае в листинге топ-5 компания Lenovo заместила Toshiba.

Устройства визуализации

Мониторы

В течение первого полугодия 2010 г. было продано почти 2,2 млн мониторов, что на 13.3% лучше прошлогодних результатов. К лету ситуация несколько выправилась, и уже во II квартале темпы роста составляли 29% в натуральном исчислении и 47% – в денежном. Опережающий рост денежных показателей объясняется повышением средней стоимости мониторов.

Из технологических трендов можно отметить быструю замену широкоформатных мониторов с соотношением сторон 16:10 на устройства 16:9. За счет более привлекательной стоимости матриц новый формат (которому меньше двух лет) стал быстро доминировать на рынке.

Восстановление рынка мониторов закономерно привело к увеличению интенсивности конкуренции. На ведущую тройку по итогам полугодия приходилось уже «всего» 73%. Состав тройки лидеров* – Acer, LG и Samsung – не изменился.

Мультимедийные проекторы

По итогам первого полугодия было продано 45,8 тыс. мультимедийных видеопроекторов, что на 65% больше, чем в первой половине 2009 г. В деньгах объем продаж составил около 46 млн долл., что соответствует росту по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 59%. Небольшое различие в темпах роста штучных и денежных показателей в основном связано с перманентным процессом ценовой эрозии в данном продуктовом сегменте.

Рынок проекторов показал себя довольно сильным, в первую очередь за счет серьезного восстановления спроса на рынке B2B. Наблюдается тенденция к быстрому достижению докризисных уровней продаж (возможно, здесь это произойдет даже раньше, чем в других сегментах).

По итогам полугодия лидером данного рынка стала компания Epson, кроме нее в первую тройку традиционно входят* Acer и BenQ. Стоит отметить и компании NEC и Sanyo, также традиционно показывающие значительные объемы продаж.

Информационные панели

В первом полугодии было продано 4,1 тыс. информационных панелей, что на 112%(!) лучше первого полугодия 2009 г.

В I квартале 2010 г. отмечалось падение доли 50–54-дюйм аппаратов и рост доли 40–42 и 46-дюйм панелей, что расценивалось как дополнительный индикатор выздоровления рынка. Дело в том, что именно рост доли мейнстрим-решений означает, что начали оживать «массовые» заказчики, способные обеспечить «вал». Однако во втором квартале данная тенденция не была подвержена. Видимо, в связи с малостью рынка какие-то выраженные и стабильные структурные тенденции пока на нем не приживаются.

Продолжается довольно высокая концентрация рынка: четыре вендора* (LG, NEC, Panasonic, Samsung) контролируют подавляющее число проектов и поставок, их суммарная доля приближается к 90% рынка.

Устройства hardcopy

Принтеры и настольные МФУ

Общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в первом полугодии 2010 г. составил 1,57 млн шт., что на 19.3% больше соответствующего показателя 2009 г. Денежный объем рынка, превысивший 340 млн долл., показал рост на 32.6%. Разница в динамике натурального и денежного показателей объясняется главным образом структурными изменениями рынка – общим смещением спроса в пользу МФУ, а также ростом доли высокопроизводительных принтеров и МФУ в лазерном сегменте. В струйном сегменте доля МФУ в первом полугодии составила 70% (в штуках).

По количеству проданных принтеров и настольных МФУ в рассматриваемый период продолжали лидировать компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung, на долю которых пришлось почти 75% рынка.

Сканеры

В целом за первое полугодие объем рынка планшетных сканеров в натуральном выражении оказался почти таким же, как и год назад – 106 тыс. шт., а в денежном выражении он превысил 13 млн долл. (рост на 8%). При этом динамика продаж во II квартале была заметно лучше, чем в первом – рост в штуках на 13%, а в деньгах – на 20%.

Основными поставщиками планшетных сканеров были компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard, на долю которых пришлось свыше 90% всех проданных устройств.

В сегменте документ-сканеров, меньше пострадавшем от кризиса, чем другие категории устройств hardcopy, объем продаж в первом полугодии возрос на 67%, превысив 10 тыс. шт., а в деньгах объем рынка превысил 15 млн долл. Больше всего продаж документ-сканеров в первом полугодии пришлось на продукты компаний* Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Расходные материалы

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 8,1 млн шт. в натуральном выражении и 407 млн долл. – в денежном. По сравнению с аналогичным периодом рынок в денежном выражении остался на уровне 2009 г., но в натуральном исчислении уменьшился на 3%.

Совместимых картриджей для струйных принтеров Canon и Epson за первую половину 2010 г. было продано 1,4 млн шт. на сумму 6,8 млн долл. Данный сегмент рынка показал падение в штуках почти на 33%, в деньгах – на 30%.

Фотобумага для струйной печати

Объем продаж фотобумаги для струйной печати офисных форматов от 10x15 до A2 составил 1,6 млн шт. в натуральном выражении (количество пачек) и 10,95 млн долл. – в денежном. Суммарная площадь проданной фотобумаги составила почти 4 млн кв. м.

Пять крупнейших игроков* – Epson, HP, Lomond, Privision и ProfiLine  – контролировали 87% продаж.

ИБП

Всего в течение первой половины 2010 г. было продано 785 тыс. источников бесперебойного питания, что означает 31%-ный рост в годовом исчислении. В деньгах рынок чуть-чуть недотянул до 150 млн долл., увеличившись в годовом исчислении на 41%.

Лидером рынка осталась компания APC by Schneider Electric, контролирующая около 47% продаж в денежном выражении. В первую пятерку также входят* Eaton, Emerson Liebert, Ippon и Powercom, и на долю этих пяти компаний в сумме пришлось 89% рынка в деньгах. Интересно отметить, что годом ранее на лидирующую группу приходилось на 5% больше, и указанное падение означает нарастание интенсивности конкуренции на рынке ИБП.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.