Сегмент планшетников – беcклавиатурных компьютеров общего применения – сегодня является самым обсуждаемым сектором мобильных устройств, да и просто электронного железа. Мы собрали имеющуюся информацию по анонсированным продуктам и свели их в таблицу. В большинстве – это скупые данные по устройствам, выход которых еще лишь планируется на будущее. Однако будущее это недалекое: вскоре в этот сегмент придут чуть не все ведущие поставщики мобильных ПК, да и не только они. И здесь уже возник ряд интересных моментов. Понятно, что их обсуждение пока может носить лишь абстрактный характер, – ведь рыночные данные по продажам – основной,  а может и единственный инструмент, которым имеет смысл пользоваться, анализируя коммерческие рынки, пока имеются лишь по одному продукту, причем продукт этот выпущен культовым брендом, что само по себе убивает возможность прогнозирования конкретно по его отгрузкам. Таким образом, судить о происходящем остается только по складывающемуся товарному предложению (см. таблицу).

Итак, в таблицу сведены модели разнообразных устройств, выполненных в формате планшетного ПК. В основном анализировалось предложение ведущих ИТ-брендов или компаний, узко сосредоточенных на этом сегменте, типа французской Archos. Также упомянуты продукты под отечественными и украинскими марками. Вполне вероятно, что к моменту сдачи номера в печать появится информация и о других подобных решениях – волна анонсов тут, натурально, в стадии подъема. Ясное дело, далеко не все характеристики уже заявлены – в отдельных случаях известно разве что об общих планах компании выпустить продукт на определенной платформе; некоторые из упомянутых моделей к моменту начала производства изменятся в конфигурации, а некоторые так и вовсе не дойдут до этого момента или не будут представлены конкретно в России.

Что касается устройств, существующих «в железе» уже сегодня, то приведенный нами перечень, мягко говоря, далек от полноты. После выпуска Apple iPad производители из ЮВА выбросили на стенды отраслевых выставок просто пугающее число планшетников. Далеко не все из них являются прямым «клоном» iPad, хотя последнее, конечно же, встречается. Второй эшелон «гаджетостроения» появляется в новом сегменте сразу вослед лидеру-провозвестнику, и работает некоторый промежуток времени, пока не подтянутся игроки тяжелой весовой категории. Как говорится, «пока не началось», в отдельных странах они могут даже держать превалирующую часть сегмента.

Типичный пример – ситуация с электронными ридерами: создавшая себе фору компания Sony, затем Amazon, затем распространение экранов от E-Ink по выделенным OEM-мейкерам, и в результате, российский, допустим, рынок так и выглядит: Sony, украинские и отечественные бренды, немного относительно малоизвестных фирм из ЮВА, Amazon. Но это пока, а скоро тут появятся Acer да Asus, и одного этого достаточно, чтобы через год сегмент выглядел уже по иному.

С планшетами ситуация иная – тут нет монополизма в области экранных технологий, как в случае с электронной бумагой E-Ink. Поэтому вход в сегмент «таблеток» крупных игроков не за горами – временной лаг для брендов третьего эшелона оставлен весьма небольшой. Хотя практика показывает, что они могут успеть заработать причитающееся.

Но сегодня нас больше волнуют не доли рынка игроков, а сам планшетный ПК как продуктовая категория. Поскольку сама по себе форма этого продукта не нова – мобильные компьютеры с сенсорным функционалом явились миру не вчера, надо определиться, что же, собственно, мы сейчас понимаем под плашетами, и где проходят границы этого сегмента.

Долгие годы термин Tablet PC применялся к устройствам совсем иного плана, а именно, – к ноутбукам-трансформерам, т. е. блокнотным ПК с поворотным экраном, каковые явственно проявились в ассортименте лет семь назад. На начальном этапе существовали и чистые планшетники без клавиатуры. Об этом уже все подзабыли, но CeBIT образца какого-нибудь 2003 г. по количеству моделей компьютеров с сенсорным функционалом выглядел весьма представительно, пусть до Сomputex 2010 по этому параметру ему было и далеко. Но «чистые» планшеты на открытом рынке не пошли тогда вовсе (спецприменения не берем) – из линеек, доживших до наших дней, мы можем вспомнить только модель Fujitsu Stylistic ST. (Ее мы в наш обзор не включили, так как современный ее вариант и по цене, и по начинке, и по размеру явно выпадает из остального ряда.)

Попытка вывести на серьезный тираж планшетные компьютеры именно как компьютеры безклавиатурного формата с сенсорным экраном была осуществлена позднее, когда корпорация Intel обратилась к теме развития Mobile Internet Devices (MID), тогда же появилась категория UMPC. Из числа таковых мы помним всего три продававшихся на нашем рынке устройства: Asus R2, Samsung Q1 и Sony UX1, что-то в этом роде пыталась предложить и компания Rover. Но и это направление популярности не снискало, модели стоили от 1000 долл. и, ограниченно попродававшись, ушли в архив, о теме начали забывать.

Трансформеры же, за единичными исключениями, до последнего времени оставались частью дорогих корпоративных серий. Продажи их были крайне невелики, даже на фоне непосредственных соседей по модельному ряду аналогичного типоразмера. Затем более-менее массовую модель трансформера, уже потребительской направленности, предложила HP; актуальное ее поколение именуется TouchSmart tm2. Вот она, в сравнении с элитными трансформерами, действительно неплохо продавалась, но бумом все же это нельзя было назвать. Резюме: в прежние годы массовый пользователь не был готов доплачивать за сенсорный функционал – а просили за таковой, кстати, 10-20% стоимости, если сопоставлять 12-дюйм модели аналогичной комплектации из одной линейки.

Корни планшетов – в смартфонах и 3G

Почему же то, что как опция или вариант ноутбука долгие годы не вызывало особого интереса, вдруг стало темой для создания нового товарного кластера? При несомненной маркетинговой мощи Apple, дело тут не только в ее флагманстве и успешных первичных продажах iPad, хотя и всего этого, конечно, не отнять. Такие вещи, как минимум, мотивируют акционеров компаний-конкурентов требовать от своего менеджмента сообразных ответных действий.

Дело тут, думается, в том, что по своему генезису большая часть «айпадо-подобных» планшетников является увеличенными вариантами КПК и смартфонов, а вовсе не переводом ноутбуков в бесклавиатурный формат. Именно в той среде, в формате безоговорочной мобильности для устройств с тачскрином набралось значительное число очевидных сценариев использования, здесь они и обрели популярность. И именно потребитель смартфонов распробовал сенсорный функционал, а их производитель оптимизировал интерфейс для такого использования, в частности, добавил пальце-ориентированости. (Понятно, сказанное во многом опять же заслуга Apple, ибо именно iPhone возглавил в свое время массовое тачфонное движение, как iPad сейчас возглавляет планшетное.) Главная же мысль, которую хотелось бы подчеркнуть, – создание части современных планшетов является ответом на требование потребителей смартфонов к увеличению размера дисплея, что позволяет более комфортно работать с дополнительным множеством приложений. На это, кстати, намекает и система наименования моделей, например, у Samsung: ведь изначально Galaxy –это флагманская линейка именно смартфонов компании.

Другой вопрос – откуда такое требование возникло? Ответ на него очевиден – развитие сетей широкополосного мобильного доступа и, как следствие, резкий рост числа пользователей, заинтересованных в более-менее полноценном мобильном использовании сервисов Сети, привычных ему по стационарному режиму работы. Естественно, сам мобильный доступ, со своей стороны, мотивирует развитие новых сервисов и форматов контента. Так или иначе, это приводит к необходимости сообразно расширять функционал мобильных терминалов.

Конечно, есть и другой путь, приводящий в ту же точку. И прокладывается он, понятно, со стороны ноутбуков. Они начинают «таблетизироваться», что для них является ответом на потребительский запрос повышения удобства работы в транспорте, не за столом и т. д. И точно так же это – следствие развития сетей широкополосной беспроводной связи.

Очевидно, что между решениями, пришедшими с одной и с другой стороны, со временем разгорится борьба, она, видимо, и станет движущей силой конкурентных процессов в «таблетной» сфере.

Что предложено в анонсах?

Посмотрим же, как происходит развитие этих направлений на примере уже анонсированного модельного ряда.  Итак, iPad. Первая инкарнация планшета Apple, надо сказать, очень грамотно обозначила начальную точку движения, а перечень претензий к новинке, соответственно, явно задает направление дальнейшего совершенствования. Ответы на эти претензии реализуются как в анонсах на будущее от самой компании Apple, так и активно используются конкурентами, что естественно. И все это создает видимость направленной динамики.

Первым покупателям iPad был предложен базовый набор функциональности, подразумевающий использование следующего набора сценариев: web-серфинг, web 2.0-активити, почта – все это в старших моделях можно осуществлять по каналам сотовых сетей (3G HSDPA), чтение электронных книг, работа с документами, просмотр изображений и HD-видео, прослушивание музыки, GPS-навигация в старших моделях. В полном соответствии с тачфоннным генезисом продукт работает под iPhone OS, в начальном варианте – без поддержки многозадачности и на базе энергоэкономичных процессоров с системой команд ARM – основной архитектуры, используемой в мобильных терминалах. Основной детерминантой подобного решения является акцент на продолжительное время автономной работы – ведь поддержка многозадачного режима, а также некоторых программных технологий, типа Adobe Flash, также не поддержанной в первом iPade – резко повышают потребление заряда батарей. В результате удалось достигнуть средние 10 ч непрерывной работы.

То есть акцент поставлен на оптимизацию поддержки сценариев, которые наиболее типичны для смартфонных пользователей, но затруднительны (или по крайней мере не столь комфортны) в варианте с экраном до 4 дюймов. О лобовом столкновении с нетбуками, а тем паче – со стандартными ноутами, речи, на самом деле, не идет. Вернее по началу не шло: iPhone OS 4 с поддержкой мультизадачности уже представлена для iPhone и вскоре появится и на iPad. То есть общее направление на многозадачность, рост «отзывчивости» системы, естественно, при сохранении или параллельном улучшении параметров автономной работы, в общем-то, задано.

Устройства iPad и iPhone 4 используют базирующийся на ядре ARM Cortex-A процессор Apple A4. Процессоры с архитектурой ARM выпускает достаточное число вендоров – Samsung, Qualcomm, Marvell, Rockchip и др. Многие производители используют двухъядерный чип NVidia Tegra 2. Однако в Apple предпочли сделать собственную микроэлектронику, купив одного из разработчиков подобных решений ( P.A. Semi). Это обстоятельство указывает на то, что сделать по-настоящему отзывчивое и энергосберегающее решение в формате MID на данный момент реально, лишь объединив усилия разработчиков программной и аппаратной части.

Самый же острый край конкурентной борьбы сосредоточился в сфере ПО. Главным противником iOS, как и на рынке тачфонов, является Google Android. Сама компания Google при этом собирается выпускать tablet-решение на базе предстоящей ОС Chrome, но известно о нем пока немного. ОС Windows Mobile или Windоws CE не предпочел ни один из вендоров ARM-планшетов. (Asus собирался было использовать Win Embedded 7, но позднее отказался от этого в пользу опять же Android.) Какую аппаратную архитектуру будет иметь будущее решение на базе Palm WebOS от купившей компанию Palm Computing Hewlett-Packard пока неизвестно. Но даже HP, имеющая также планы по выпуску Wintel-модели, анонсировала линейку Zeen на Android. Что любопытно, поставляться она будет как отдельно, так и бандлом со струйным принтером и контрактом с магазином электронных книг Barns & Noble.

Что касается «компьютерной» ветви планшетников, на данный момент среди анонсов превалирует использование Atom серии Z5xx. Корпорация Intel давно имеет обширные планы по развитию направления MID, собственно, в ее терминологии планшетники к этому направлению и относятся. Скажем прямо, освоение этой сферы для микропроцессорного гиганта оказалось не простым. (Может, не стоило в свое время продавать XScale PXA в Marvell?)

Развитие тут начиналось с линейки процессоров Stealey, которые и устанавливались в упоминавшиеся ранее UMPC, но ни по производительности, ни по энергосбережению они не блистали. С выходом семейства Atom был предложен отдельный вариант этой платформы и серия процессоров Z (Menlow). С точки зрения поставок MID это также не нашло понимания: Menlow используются главным образом в крупных нетбуках как более энергосберегающее, но низкопроизводительное по сравнению с Atom N решение. Сам вожделенный кластер MID на этой базе опять так и не вырос. Дальнейшее развитие темы для Intel заключается в выпуске решения под кодовым именем Moorestown или Atom Z6xx – следующее поколение MID-процессоров. В нашем списке уже есть модель, анонсированная LG на этой базе. Система будет представлять из себя system-on-a-chip, включающее Atom-based ядро, 3D-акселератор, медиа-декодеры и основные контроллеры. Обещается крайне низкое в сравнении с предшественниками энергопотребление. Но это не все.

Параллельно Intel занялась разработкой собственной, основанной на Linux, операционной системы – Moblin, а затем объединила свои усилия с Nokia, и теперь планирует продвигать совместное решение MeeGo.

Среди no name-предложений число платформ на такой базе оказывается довольно значительно, но вот ИТ-гранды, как видно, пока более ARM-ориентированы.

Технология и размер экрана имеют значение

Еще один важнейший момент – это экранные технологии. В iPad применяется матрица с технологией IPS. Данный тип LCD-дисплеев предполагает улучшенную цветопередачу и увеличенные углы обзора по обоим направлениям в сравнении с массовыми ЖК-матрицами (TN). Но IPS проигрывает последним по другому параметру – скорость переключения пикселов, и ранее на IPS в основном изготавливались профессиональные мониторы. В мультимедийных же, игровых устройствах, т. е. призванных отображать высокодинамичную картинку, чаще использовалась более быстрая TN-технология. (Хотя на текущий момент в этом плане не все так однозначно – IPS довели до нормы и по скоростным параметрам, так что теперь есть и мультимедийные мониторы на этой основе.)

Как бы то ни было, для планшетов это абсолютно понятное решение – и цветовой охват для просмотра фотографий и широкие углы обзора для устройства такого типа много важнее предельных герцев обновления экрана, интересующих разве что топ-геймеров. Конкуренты Apple эту позицию поняли и по возможности двигаются в попутном направлении. Например, в Samsung Galaxy TAB используется матрица Super TFT, и вендор божится, что по цветовому диапазону и угловой обзорности такие экраны очень близки к IPS. (От Samsung, кстати, ожидали здесь AMOLED-экран: такие используются, например, в младшем брате нового планшета – флагманском смартфоне Galaxy S. Технологии органических светодиодов позволяют создавать мало потребляющие, контрастные и яркие дисплеи, но, видимо, на текущий момент производственных мощностей для их выпуска у Samsung недостаточно – еле хватает на смартфоны.)

Один из основных вопросов в планшетном деле, на который выпуск iPad нельзя сказать, чтобы ответил определенно, – это оптимальность размера матрицы. Флагман сразу взял достаточно высокую планку под 10 дюймов. Понятно, что, с одной стороны это улучшает удобство просмотра, с другой – увеличивает линейные размеры и вес. Но некоторые сочли размер iPad явно великоватым. Конкуренты мигом обнаружили здесь возможность для создания конкурентного преимущества. Например, самый часто попадающийся на eBay из 100% клонов iPad, мигом выпущенный китайским no name-производителем, внешне повторяет оригинал во всем, кроме одного, – размер там 7 дюймов. Последователи более серьезные также спешно анонсировали 7-дюйм модели (см. таблицу.) Ходят слухи, что и в Apple готовят уменьшенную версию.

Минимальный же типоразмер планшетников на данный момент – 4,8/5 дюймов у Dell Streak и LG (ну и уже не столь новые модели Archos, плюс анонс на будущее от Acer). Это промежуточный типоразмер между смартфонами и планшетниками, можно сказать, водораздел этих сегментов.

Коммуникации

Коммуникативная часть, понятное дело, реализует подключение по Wi-Fi, часто в версии n, и подключение к сетям сотовой связи 3G UMTS/HSDPA. По поводу последнего всегда интересно, как будет распространяться продукт с такой опцией – с контрактом конкретного оператора или свободно. Apple, скажем, допускает установку SIM-карты любого оператора. При этом в iPad не реализована возможность голосового соединения, а вот Dell и Samsung  такую возможность в своих продуктах заявили. Остальные игроки пока не обозначили такую функцию в предварительных объявлениях, хотя это не значит, что она не будет реализована.

Итак, новый сегмент может значительно повлиять на расстановку сил в компьютерном сегменте. По большому счету планшеты – это универсальное устройство из разряда «шампунь и кондиционер в одном флаконе», т. е. объединяющее возможности устройств сразу нескольких типов, и этим способный заинтересовать многих. Но, естественно, при прямом сопоставлении, по возможностям исполнения отдельных предназначений, планшеты, конечно, проигрывают специализированным устройствам. То есть в универсальности заключена как сила, так и слабость этой категории, что типично для товаров гибридного плана.

Карманные габариты смартфона для многих неоспоримое преимущество, и основной, как ни крути, функции – мобильной голосовой связи никто у них не отнимет, и даже 5-дюйм планшеты с гарнитурой в этом разрезе вряд ли смогут составить серьезную конкуренцию. Когда появились нетбуки, мы говорили, что это, главным образом, второй, дополнительный компьютер для юзера, не вступающий в прямую конкуренцию с основным – десктопом или полноразмерным ноутом. Сегодня есть повод заметить, что планшет – это второе, дополнительное «смартфонное» устройство у абонента.

С другой стороны, распространение планшетов может привести к трансформации мобильного рынка, – ведь при покупке планшетного ПК навороченный смартфон уже не нужен, достаточно простого телефона ценой до 200 долл.

Для целого ряда положений нетбук (о старших ноутбуках мы и вовсе речи пока не ведем) удобнее просто как блокнотный компьютер с клавиатурой, но для другого ряда – значительно менее удобен, чем планшет. Видимо, приличную часть рынка у нетбуков планшеты все же отберут. Результат же борьбы между нетбуками-трансформерами и планшетами спрогнозировать сложнее, ибо идеологически первые – такой же гибрид, что и вторые. Еще один подсегмент, где более чем возможно каннибализм планшетных ПК – электронные ридеры. Там есть серьезные опоры для сопротивления, связанные главным образом с использованной экранной технологией. Но ограниченность функционала тут явно не в пользу «читалок», а два похожих по формату устройства носить с собой многим вряд ли будет интересно. С другой же стороны, ничто особенно не мешает развивать функциональность и программный слой самих читалок, возможно, тут есть повод для конвергенции этих категорий в удаленном будущем.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.