Ситуация и тенденции развития в мире и в России
В течение последних нескольких лет ситуация в сфере автоматизации деятельности российских предприятий и организаций характеризуется неизменным повышением активности в плане расширения применения систем управления корпоративным контентом и электронного документооборота (ECM/СЭД). При этом в случае нашей страны на развитие этого рынка позитивно влияют как глобальные факторы, так и наша местная, «национальная» специфика.
Положение дел и мировые тренды
В глобальном аспекте суть вопроса заключается в том, что именно ECM во многом отражает динамику развития ИТ как таковых, расширение сферы их использования в практическое деятельности компаний. По сути, именно тут в первую очередь находят применение появляющиеся ИТ-инновации (например, сначала Web, потом Web 2.0, затем облачные модели), здесь проходит их проверка на востребованность заказчиками.
В российской «теме» данной сферы — два основных момента. Первый заключается в том, что все же уровень использования ИТ в нашей стране отстает от показателей ИТ передовых стран, и фактически только к концу первого десятилетия нынешнего века задачи ECM/СЭД вошли в список приоритетных вопросов автоматизации для отечественных компаний. Второй момент определяется российской спецификой проблематики управления документами (и даже управления организациями), которая во многом отличается от международных аналогов и потому работа по автоматизации в этой сфере шла в значительном степени своим, «национальным» путем. Собственно, именно это различие отражается в использовании в нашей стране двух терминов — английского ECM и русского СЭД. Однако можно также уверенно говорить, что общей тенденцией развития ситуации в России является все более значительное движение в сторону западных подходов к решению задач управления документами и постепенной интеграции отечественных СЭД в более общую проблематику задач управления корпоративным контентом. В этом плане правильным пониманием положения дел в нашей стране будет подход, при котором СЭД нужно рассматривать как часть отечественного рынка ECM, который, в свою очередь, являются частью мирового ECM-рынка.
Предварим анализ российского рынка обзором общемировой ситуации в этом сфере.
Видение Gartner
Само название ECM ввела в обиход в 2000 г. компания Gartner , которая уже много лет проводит исследования этого рынка, традиционно каждой осенью выпуская свои магические квадранты по данной тематике. Нужно напомнить, что термин ECM она применяет в двух связанных, но все же разных понятиях: как общую стратегию работы с различного рода корпоративным контентом и как набор программных продуктов для управления полным жизненным циклом такого контента.
В последнем отчете Gartner, выпущенном в конце 2011 г. (рис. 1), в целом сегментация ECM-рынка также остается примерно той же, что и 10 лет назад, хотя все же тут происходят внутренние изменения, связанные с появление новых технологий и бизнес-моделей. В последние годы Gartner выделяет следующие базовые направления ECM: управление документами, управление веб-контентом (WCM), управление записями (Records management), управление образами документов, управление социальным контентом, управление потоками работ и управление деловыми процессами, а также расширенные компоненты.
Рис. 1. Магический квадрант для рынка средств управления корпоративным контентом (Gartner, 2011).
В то же время для систематизации представления о спектре предложений Gartner предлагает сейчас выделять четыре наиболее динамично развивающихся группы программных решений —
«четыре мира ECM»: для управления транзакционным контентом, для управления социальным контентом, для оптимизации онлайновых каналов, для управления «контентом как инфраструктурой». Эта классификация отличается от классического варианта категоризации ECM, ориентируясь на решения некоторых комплексных задач. При этом, по мнению Gartner, мало кто из вендров предлагает лидирующие средства во всех четырех направлениях.
Как известно, активная фаза формирования современного ECM-рынка с точки зрения распределения сил на нем, позиций основных игроков, пришлась на
По данным Gartner, на четырех мультивендоров (EMС, IBM, Microsoft, Oracle) приходится примерно половина объема ECM-продаж. Однако это совсем не означает, что этот рынок находится в их руках. Именно в сфере ECM находят широкое применение технологические инновации и новые бизнес-модели, которые активно используют не столь большие разработчики, опережая в гибкости гигантские корпорации. Говоря об этом, Gartner выделяет четыре ключевых области, которые сейчас определяют развития рынка в целом: Облака, Мобильность, Аналитика, Контент больших размеров.
Что думает Forrester о рынке ECM
Другой известный исследователь рынка, компания Forrester, для оценки ситуации на рынке использует собственную методику анализа, результаты которого представляются в виде «волн» (рис. 2).
Рис. 2. Ситуациянарынке Enterprise Content Management ввидеВолн Forrester (Forrester, 2011, IV квартал).
По мнению экспертов Forrester, рынок как раз сейчас переживает завершение эпохи существования ECM-пакетов как некоторого класса автономных приложений, и переход к их позиционированию в качестве интегрированных компонентов корпоративных информационных систем. В содержательном смысле это означает, что нужно переходить от управления контентом как таковым к задачам его реального применения, причем в рамках конкретных бизнес-процессов. При этом Forrester выделяет четыре основных типа контента и соответствующих ECM-средств:
- фундаментальное (foundational) ECM, включающее базовый набор функций, в том числе библиотечные сервисы, основные средства управления потоками работ, поиск и управление записями;
- деловое (business) ECM, предназначенное для обеспечения каждодневного рабочего процесса (day-to-day workplace experience), включая выполнение регулярных заданий и взаимодействие с коллегами. К этим технологиям относятся управление документами, управления правами доступа и групповое сотрудничество.
- транзакционное (transactional) ECM ориентировано на поддержку бэк-офисных процессов, в том числе, в плане интеграции контента с разного рода деловыми приложениями. Тут нужны средства работы с образами документов, управление выходными документами организации, управление формами бизнес-процессов и работа с другим контентом, появляющимся в результате работы бизнес-систем;
- мотивационное (persuasive) ECM поддерживает контент, который влияет на внешнюю аудиторию компании. Речь идет, в том числе, о таких направлениях, как многоканальный маркетинг, поддержка самообслуживания клиентов, поиск потенциальных потребителей. Сюда входят также управление Web-контентом, цифровыми активами, связями с потребителями.
По мнению Forrester, группа ключевых игроков рынка — IBM, EMC, OpenText и Oracle — продолжают доминировать на ECM-рынке, но все же они теперь в большей степени фокусируются не на решении всего спектра задач, а на определенный круг проблем заказчиков (например, управление контрактами, обработка счетов и накладных). Особняком тут по-прежнему Microsoft со своей давней стратегией «ECM для масс», реализуемой на базе SharePoint. ИТ-директора уже смирились с тем, что они просто не получат от руководства бюджета на дополнительные ECM-технологии, если задачи можно решить с помощью SharePoint. Соответственно, другие вендоры в своих продуктах стараются развивать именно те функции, которых нет у Microsoft.
Таков краткий обзор ситуации на мировом рынке ЕСМ.
Андрей Колесов, PCWeekRE, обозреватель
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.