Структура продаж на рынке компьютеров


Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch


Первая половина 2012 г. на компьютерном рынке оказалась неспокойной. Чувствовалась общая нервозность участников. Она вызывалась массой факторов, как внутрирыночных, так и макроэкономических. Однако упомянутая тревожность главным образом касалась перспектив рынка ПК, среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Что же до текущих продаж в натуральном выражении, то тут как раз все было очень неплохо, по крайней мере в основном сегменте — мобильные компьютеры.

Вообще ситуация в начале 2012 г., если без нюансов, оказалась диаметрально противоположна положению в конце 2011-го. Тогда неожиданно ровно чувствовал себя настольный сегмент рынка, а вот динамика мобильных ПК сильно упала. Уже тогда мы говорили, что это явно локальная волатильность, — так и оказалось. В начале года был резко придавлен сегмент настольных системных блоков, а ноутбуки принялись довольно яростно компенсировать невразумительность предшествовавшего рождественского периода.


22.gif

Рис. 1. Динамика структуры российского компьютерного рынка.


В сумме на рынке было реализовано 5783 тыс. мобильных и настольных ПК; плюс к этому еще примерно 1,3 млн планшетных ПК (с учетом неофициальных поставок этих устройств). Таким образом, к выездным устройствам для потребления контента относится уже четверть продаваемого ассортимента, что является чрезвычайно существенной величиной. Пожалуй, достижение этой планки можно счесть точкой бифуркации для всего компьютерного рынка. Внешне ситуация действительно намекает на наступление все чаще поминаемой эры «пост-ПК». Именно в завершившемся полугодии планшеты резко набрали в весе, превысив все имевшиеся прогнозы.

Но самую любопытную коллизию с планшетным направлением нам только предстоит увидеть. Речь идет о предстоящем развитии Windows-планшетов. Появление в сегменте игроков масштаба Microsoft и Intel само по себе может дать толчок любому рынку, но дело не в этом. А в том, с чем прочно ассоциируется Windows или даже шире, платформа Wintel. С работой, с деловым использованием, с задачами генерации и редактирования первичного контента. Что, безусловно, дает возможности внедрения планшетов в новые для них ниши. И это в сегменте, где темпы роста и без того сверхвысокие.

Но, с другой стороны, все это размывает рамки между плашетным и ноутбучным направлением. Действительно, к какой категории отнести, скажем, ультрабук с поворотным сенсорным экраном, или планшет с отстежным клавиатурным доком? При том, что оба являются практически полноценными компьютерами x86, совместимыми на уровне ПО со всей экосистемой Windows и т. д. Речь о пресловутой «эре пост-ПК» или, наоборот, о возрождении ПК в другом конструктиве, иначе, — просто об очередном обретении ими новых свойств? Верно и то и другое, смотря с какого ракурса посмотреть.

Весьма спорным в обозначенной перспективе также становится принятая методика деления на выездные и невыездные мобильные компьютеры, на генераторов и потребителей контента. Понятно, что остаются устройства, на 100% ориентированные на потребление, скажем, бюджетные 7-дюйм бесклавиатурные планшеты на базе ARM. И, конечно, остаются классические тяжелые ноутбуки. Но при этом явно будет расширяться пул устройств, находящихся между этими двумя началами. Где и по какому признаку провести меж ними грань — далеко не очевидно.


Настольные ПК

На фоне мобильных сегментов даже приятно окунуться в мир десктопов. Тут — стабильность, четкая и осознанная стагнация. Если в прошлом году рынку еще удавалось показывать незначительный рост, то с начала этого года динамические показатели твердо устремились в отрицательную область. По итогам полугодия настольный сегмент сократился на 2,5%. Всего было реализовано 1940 тыс. десктопов, включая продукты самостоятельной сборки. При всей активизации крупных брендов самосбор в нашей стране еще очень распространен и популярен.

Подпортил ситуацию также дефицит комплектующих, конкретнее дисковых накопителей. Казалось бы, последствия наводнения в Таиланде должны были одинаково негативно сказаться на производстве любых типов устройств, использующих HDD. Но на практике оказалось, что поставки 2,5-дюйм накопителей были восстановлены быстрее, а вот 3,5-дюйм — HDD собственно для полноразмерных системных блоков, как сжимающееся направление, было оставлено «на потом», что до сей поры оказывает влияние на рынок десктопов.

Точками роста в настольном сегменте являются подклассы компьютеров-моноблоков (AIO) и неттопов. Категория AIO в годовом исчислении в первом полугодии выросла ровно на 100%. (На 100,1%, если быть совсем точным.) Неттопы — почти на 65%.

В результате моноблоки составляют уже 9% настольного ассортимента, а с такими показателями уже чисто арифметически можно, как говорится, понемногу «вытягивать» цифры динамики по сегменту настольных ПК в целом. По крайней мере не дать им опускаться совсем уж резко. Моноблоки потихоньку начинают заинтересовывать организации в качестве оборудования для массовых рабочих мест. (Правда, с другой стороны, организации постепенно приступают и к «мобилизации» парка.) Растет и заинтересованность в производстве моноблоков под марками отечественных компаний, хотя их суммарный вклад в этот сегмент пока по-прежнему невелик.

Лидирующую группу компаний на рынке десктопов по итогам полугодия составили компании* Acer, Depo, DNS, Hewlett-Packard и Lenovo. Последняя впервые вошла в лидирующую группу на российском рынке десктопов, а на мировом рынке, согласно данным компании Gartner, Lenovo просто стала лидером. На сжимающимся рынке продолжает постепенно увеличиваться вклад крупных производителей по отношению к мелким сборщикам. Это происходит как на федеральном уровне — ведущая десятка брендов реализовала почти 43% продукции, — так и на региональном. Крупные региональные сборщики отбирают все большую долю у небольших местных фирм.

Иностранные вендоры также продолжают наращивать обороты: в прошедшее полугодие их суммарная доля очередной раз поставила исторический рекорд, превысив 26% сбыта десктопов. Конечно, в немалой степени за счет компьютеров класса AIO.


Ноутбуки и нетбуки

За рассматриваемый период было реализовано 3843 тыс. мобильных ПК. Годовой прирост составил удивительно высокую для развитого сегмента рынка величину — более 43%. На фоне показателей предшествующего периода — второго полугодия 2011, когда динамика рынка оказалась ниже 30%, это поистине впечатляет. Все это, заметим, на фоне тревожной макроэкономической ситуации и вроде как обязанного как-то проявить себя прессинга со стороны планшетов.

Причин, по которым рынок показал столь высокие отгрузки, особенно в традиционно низкий весенне-летний период, несколько. Главная из них — вендоры переварили свои опасения относительно наступления второй волны экономического кризиса. Вендоры, явно снизившие обороты к концу прошлого года, воспряли, и меж ними возобновилась борьба за долю. Крайне возросли амбиции Lenovo, завершилась реструктуризация Acer. Компании Asus, Samsung и HP завоеванных ранее позиций также отдавать не собирались. Это в лидирующей группе игроков. Во втором эшелоне рынка ситуация также неспокойная — вырос производственный бизнес DNS, продолжает умножаться популярность Apple, Dell и Toshiba.

К чему просто не могли не привести все эти движения? Конечно же, к ценовой войне и затоваренным складам. Расшивать эту ситуацию во втором квартале частично помогло снижение курса национальной валюты. Так, можно сказать, всем миром, спрос был активизирован.

В первом полугодии еще, конечно, существовала часть необслуженного спроса с конца прошлого года, плюс рынок показал высокую ценовую эластичность и среагировал на ценовой и инфляционный дисконт. Эти ресурсы к настоящему моменту уже исчерпаны, что стало понятно уже по итогам сезона BTS в августе-сентябре. А вот переполненность складов, затоваренных на вдохновении высоких показателей первого полугодия, как раз осталась. В настоящее время ситуация в канале довольно тяжелая. Ну, а для потребителя это, конечно же, хорошо — вполне добротный ноутбук нынче можно приобрести, считай, что даром.

На этом фоне внутренняя структура продаж на рынке ноутбуков претерпела в этот период довольно критические изменения, противоречащие глобальному многолетнему тренду.

23.gif

Рис. 2. Динамика долей различных технологических подсегментов рынка мобильных ПК, H1`2012/H2`2011.

Общим направлением реструктуризации товарной номенклатуры мобильных компьютеров все последние годы было движение к усилению продаваемых комплектаций. Экономичный сегмент традиционно проседал, и все активнее росли продажи тяжелых моделей с серьезной графикой на борту. В абсолютном выражении цены снижались, но за те же деньги потребитель приобретал все более навороченные комплектации. Эта ситуация полностью соответствовала логике процесса, так как основой сбыта ноутбуков в потребительском секторе была замена собою десктопов в домохозяйствах, с соответствующими требованиями по функциональности. В случае с первым полугодием 2012 г. мы видим явный слом этой тенденции.

В наши дни тенденция экономизации предложения полноразмерных ноутов подкреплена также и технологически современными процессорами с интегрированными GPU, что у Intel, что у AMD, — чипами, способными гарантированно обеспечить беспроблемное исполнение большинства задач, в том числе и мультимедийного плана.

Другой момент — возможно, начавшееся, наконец, проникновение ноутбуков типа «бюджетная рабочая лошадка» на массовые рабочие места. То есть расширение делового сегмента сбыта для ноутбуков и отъем у десктопов последней опоры.Однако в данный момент стопроцентных доказательств постановки этих тенденций на поток нет. Мы склонны думать, что на диаграмме, представленной на рис. 2, больше все же локальной рыночной волатильности.

С высокомобильной же частью ассортимента ситуация также прелюбопытна. Положение нетбуков плачевно, что не удивляет. Это основная группа, которая попала под прессинг планшетов, и эта категория уходит с рынка. Если их и ждет возрождение, то, скорее, в инкарнации бюджетных трансформеров на Atom, т. е. в конвергенции с планшетным направлением.

Очень сильно вырос вклад мини-ноутбуков. Тут, правда, следует заметить, что в абсолютном выражении это самый небольшой подсегмент рынка, тут любое увеличение отдается существенными арифметическими подвижками. Но опору этот кластер действительно обрел. Во-первых, в виде первых ультрабуков или продуктов бюджетного усечения этой концепции. Во-вторых, как продукт, набирающий популярность в качестве дорогих корпоративных моделей.

На волне интереса к ультрабукам начал подрастать и кластер тонких и легких устройств. Впрочем, полную силу в означенный период продажи ультрабуков набрать еще не успели. К концу полугодия отгрузки устройств на базе энергосберегающих версий Intel Core достигли 4,5% сбыта всех мобильных ПК, что оказало поддержку сверхкомпактным устройствам, но в целом еще не могло оказать особого влияния на рынок.

Самого же главного, что мы могли бы ожидать от данных по рынку ноутбуков этого периода, мы здесь как раз и не наблюдаем. А именно — какого-либо существенного влияния планшетных устройств. Ни по общим объемам, ни по структуре, исключая разве что спад по нетбукам. Ноутбуки продолжали жить своей жизнью, как будто на складах магазинов вовсе не лежит более миллиона таблеток.

Правда, все происходящее на рынке можно расценить и как горячку последнего шанса для ПК. А конкретно российский рынок — как последнюю отдушину, где привычный ассортимент еще может найти своего покупателя. Потому как данные с развитых рынков по направлению ПК уже действительно тревожат.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.