Анализ ситуации на российском рынке мониторов

Василий Мочар,

зам директора ITResearch

Текущий обзор посвящен подведению основных итогов российского рынка мониторов в 2015-м и предыдущих годах, а также анализу ключевых структурных сдвигов в отрасли, а также изменениям в конкурентной среде. Все цифры базируются на регулярных исследованиях ITResearch, которые проводятся нами с 2000 г.

Потенциальный спрос

Все без исключения товарные рынки подвержены своим жизненным циклам, в которых обычно выделяют зарождение, рост, плато и спад. Все это определенные фазы, характерные своими трендами роста/падения и динамикой продаж. На форму и длительность данных фаз влияют несколько основных факторов.

Главный из них — емкость потенциального рынка, определяемая количеством покупателей. Причем, чем она больше, тем выше инерционность рынка, удлиняющая фазы как роста, так и падения.

Важным моментом является характер использования товара. Нельзя сравнивать напрямую товары FMCG (повседневного спроса) и, например, крупную бытовую технику, где между покупками аналогичных устройств может проходить 10 и более лет. Установленная база оборудования с одной стороны ограничивает новые покупки (поэтому для производителей желательно, чтобы устройства имели ограниченный срок жизни), но она же является залогом будущих стабильных продаж: на замену выбывающего оборудования.

Ну и конечно же, очень важно появление «подрывных» технологий и появление товаров-субститутов (заменителей).

В России, с ее 147-миллионным населением насчитывается около 70 млн экономически активных людей. При этом у очень значительной доли сотрудников работа происходит в офисах, а без компьютера такую работу представить себе уже нельзя. И пусть волны кризисов сокращают количество занятых, кардинального уменьшения их числа все же не происходит.

Также нужно учитывать, что у нас в стране примерно 45 млн домохозяйств, и при этом на данный момент большинство из них уже «компьютеризованны». И пусть, из-за ограниченности жизненного пространства, многие предпочитают использовать ноутбуки и даже планшеты, в квартирах также находится очень много стационарных компьютеров и мониторов.

Всё это создает достаточно большую и неэластичную установленную базу мониторов, которая до 2012 г. только росла, достигнув уровней в 33 млн. аппаратов (см. рис. 1). Данные оценки основаны на собственной модели ITResearch, которая помимо текущих продаж учитывает множество других факторов, в том числе уровень развития технологий и «моральное старение». Очевидно, что к тому времени рынок мониторов достиг насыщения, и в дальнейшем парадигма закупок претерпела качественное изменение.

«Первичные» закупки, связанные с появлением новых рабочих мест, практически приказали долго жить. Но 33 млн. установленных мониторов, несмотря на чрезвычайно выросшее за последнее время качество и срок жизни, всё же не бессмертны. И они формируют значительный «вторичный» рынок.

Рис. 1. Динамика установленной базы мониторов в России в млн штук.

Со «вторичными» закупками тоже не все ладно, конечно. В лучшие времена, если аппарат сломался, покупали всё же не самое дешевое и «достаточное», а смотрели на перспективу. Однако, сейчас приобретают зачастую самое доступное из предложенного, благо, оно всё равно намного лучше того, что стояло на рабочем месте. Следует также отметить, что надежды на отложенный спрос, обусловленный переходом на Windows 10, не оправдались. А к старым ПК приобретать мониторы с большой диагональю и разрешением зачастую бессмысленно. И это несколько притормаживает сдвиг рынка в сторону больших диагоналей.

Возвращаясь к динамике установленной базы, видно, что последние три года она сокращается. Поступающих на рынок новых мониторов явно недостаточно для восполнения естественного выбывания. И особенно процесс обострился в 2015 г., когда в результате обвала продаж, на начало текущего 2016 г. осталось «в строю» уже лишь около 24 млн аппаратов: сокращение на 13% в течение года!

Следует отметить, что уровень сокращения установленной базы был определенно выше официальных темпов сокращения экономики и увеличения количества безработных. Поэтому приходится констатировать, что, скорее всего, значительно усилилось значение третьего из упомянутых выше факторов, а именно, влияние субститутов. В случае мониторов это становится критичным, поскольку они существуют не сами по себе, а в связке с десктопами, которые последние годы все более активно вытесняются ноутбуками.

До корпоративных пользователей (и работодателей) дошло, что большинству из них не нужно работать с большими массивами данных и изображениями, а для почты и текущих документов вполне хватает небольшого экрана ноутбуков. Кроме того, кризис также стимулирует компании к более частой смене офисов, а использование ноутбуков облегчает переезды и уменьшает потребности в ИТ-службах. Также растет востребованность удаленной работы, которая предельно минимизирует затраты компаний.

Вместе с тем, каковы бы ни были темпы роста новых технологий и изменения потребностей, стационарное решение надолго останется наиболее востребованным, исходя из его эргономики и стоимости. C этим можно было бы еще поспорить, если бы сами ноутбуки продолжали быть «на коне». Но отнюдь: темпы снижения рынка здесь еще выше, чем у декстопов.

Ключевой вопрос для всех участников рынка — какова равновесная точка между «стационарными» и «мобильными» рабочими офисными местами. Она дает оценку, до какого уровня может опуститься количество установленных десктопов и мониторов. И это не досужие измышления, а четкое планирование: сколько мониторов НЕОБХОДИМО поставить (или произвести) в Россию, для того, чтобы обеспечить весь вторичный спрос.

Текущая установленная база мониторов уже довольно «пожилая» и вот-вот, несмотря на очень высокую надежность, начнет «сыпаться».

Если 2016 г. окажется по объемам продаж сравним с 2015 г., то уже через год мы должны будем зафиксировать катастрофичное сокращение установленной базы мониторов до менее 21 млн. аппаратов, или на 14% в течение одного года. Дальнейшее сохранение установленной базы на текущем уровне возможно лишь при более чем двукратном росте регулярных поставок (начинает сказываться некая «демографическая яма» последних нескольких лет).

Исходя из этого, мы считаем, что, несмотря на все неблагоприятные внешние и внутренние факторы, резервы к дальнейшему снижению российского рынка мониторов практически исчерпаны. И это уже склоняет к осторожному оптимизму.

Основные итоги 2015 г.

Всего за 2015 г. на российском рынке было продано 2,1 млн мониторов на сумму в 350 млн долл. Снижение по сравнению с уровнем 2014 г. составило почти 38% в штуках и 36% в деньгах. Таким образом, в натуральном выражении рынок опустился ниже уровней 2001 г. (см. рис. 2).

В денежном выражении рынок опустился даже ниже далекого 2000 года (см. рис. 3). Если задуматься, это потрясающий показатель, поскольку тогда основным продуктов были 150 дюймовые ЭЛТ-аппараты, а сейчас 22-24 дюймовые ЖК,

Если же сравнивать с пиковыми значениями, имевшими место в 2007 г., то в натуральном выражении рынок уменьшился в 4 раза, а в денежном — и вовсе в шесть раз. И если ранее это была одна из наиболее интересных и прибыльных ИТ-отраслей, то сейчас всего лишь несколько производителей продолжают относиться к ней серьезно.

Рис. 2. Динамика российского рынка мониторов в натуральном выражении в млн штук.

Рис. 3. Динамика российского рынка мониторов в денежном выражении в млн долл.

Следует отметить, что динамика рынка в 2015 г. сохраняла тенденцию к дальнейшему ухудшению (см. рис. 4). После 35% обвала в 2009 г., только 2010 г. закончился в позитивном ключе. С 2012 г. отрасль пошла вниз с нарастающими темпами. Причем, если 2014 г. закончился падением всего на 18%, то прошлый год прибавил еще 20%.

Рис. 4. Динамика годовых темпов роста/падения в натуральном выражении.

Вместе с тем в абсолютном выражении снижение рынка также увеличилось, но уже не в таком масштабе (см. рис. 5). В 2005 г. рынок одним махом «усох» на 2,5 млн. мониторов, и это была действительно катастрофа, поскольку ни производственные мощности, ни канал не были готовы к такому сокращению. В 2015 г. отгрузки уменьшились в два раза меньше, и, учитывая, что отрасль неким образом адаптировалась к снижению, это было уже несколько менее болезненно.

Рис. 5. Динамика абсолютного изменения рынка по годам в млн штук.

Причины такого падения рынка в 2015 г. в целом ясны. Здесь и рост курса доллара; и падение промпроизводства и ВВП; и неготовность клиентов покупать продукцию по новым ценам; и различные внешнеполитические неурядицы, нервирующие заказчиков; и «зажим» бюджетов со стороны государства...

Далеко не на последнем месте стояла и определенная растерянность со стороны дистрибьюторов, а также серьезное ужесточение (с их стороны) условий работы с каналом. В условиях предоплаты многие не готовы работать, и в случае чего берут самый ходовой товар, а мониторы к нему уже не относятся. Кстати, во многом «виноваты» и некоторые вендоры, которые практически прекратили поддерживать рынок.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.