Структура продаж на российском рынке планшетов

По данным компании ITResearch, объем продаж на российском рынке планшетных ПК[1] в первом полугодии составил 2145 тыс. юнитов., что означает падение рынка на 43% в натуральном выражении. Такая динамика наблюдается впервые в истории отечественного рынка планшетов. Некогда популярный сегмент по отрицательной динамике сравнялся с рынком ПК в целом.

Рис. 1. Годовая динамика планшетов в натуральном выражении. 2013-2015 гг.

На рис. 1 видно, что планшеты прекратили рост еще в 2014 г. А в первом полугодии 2014 их динамические показатели впервые сместились в область отрицательных значений. Правда, затем продажи чуть выросли на упавшем рубле — поставщики активно распродавали складские запасы, сформированные до начала обвального падения национальной валюты. Ну, а с начала этого года снова упали, теперь уже основательно. Первый квартал показал падением на 47%, второй — на 41%. В денежном выражении дело обстоит еще хуже — рынок сократился, если считать в долларах, на 70% в первом квартале, и на 62% — во втором. При этом, как и в сегментах настольных и мобильных ПК, по абсолютным показателям второй квартал здесь оказался лучше первого.

Рис. 2. Годовая динамика рынка планшетов по размерам экрана в натуральном выражении.

Интересна более тонкая структура рынка по отдельным подсегментам, представленная на рис. 2. Здесь отчетливо видна главная причина столь грустных показателей общего рынка планшетов. Именно в минувшем полугодии начал проседать основной по штучным объемам продаж сегмент — планшеты с экраном 7 дюймов. Старшие типоразмеры — сначала 10-дюймовые, а затем и «средний класс», ушли в минус уже в прошлом году. Дешевые «семерки» тогда еще держались, и неплохо, и это удерживало от обвала рынок в целом. Но теперь дело дошло и до этого бюджетного сектора.

При этом «семерки» все-таки продаются лучше, чем старшие устройства. Как следствие, процесс общего «удешевления» рынка продолжается своим чередом. Это прекрасно видно по упомянутой выше динамике продаж в деньгах, которая существенно хуже натуральных показателей.

Рис. 3. Динамика структуры рынка планшетов в натуральном выражении по типоразмерам.

На рис. 3. показана динамика изменения внутренней структуры рынка планшетов. Сформировавшись окончательно к началу 2012 г., рынок перешел к постепенной ценовой демократизации. Планшеты с матрицей 7 дюймов начали последовательно отвоевывать долю рынка. В 2013 г. выходит iPad Mini, и начинает нарастать вклад промежуточного типоразмера 8–9 дюймов, понимаемого как компромиссный вариант между полноценной универсальной 10-дюйм системой и легкой и миниатюрной, но ограниченной в возможностях «семеркой». Но к концу 2014 г. становится понятно, что и такой вариант — не спасение. Рынок действительно насытился по всему спектру предложений. Продаются в основном маленькие «семерки» по совершенно бросовым ценам. На сегодняшний день общий вклад «десяток» — менее 20% в натуральном выражении и в районе 30% — в денежном.

Единственным сегментом планшетов, в котором по-прежнему наблюдается рост, остаются решения с диагональю, большей, чем 10 дюймов. В этом узком подсегменте годовой рост — более 90%. Но общая номенклатура моделей здесь до сих пор была невелика. А абсолютные объемы продаж по-прежнему мизерные на фоне всего рынка.

Проблемы спроса

Кроме макроэкономических причин, которые, конечно же, играют во всем этом процессе значимую роль, есть и внутриотраслевые моменты. Это проблемы спроса на планшеты как таковые, вне привязки к общей покупательной способности потребителей.

На фоне экономического кризиса наш рынок просел бы в любом случае, но похожие вести приходят и с рынков других развивающихся стран, и стран зоны евро, чьи валюты также стагнируют в сравнении с долларом, хоть и не так мощно, как рубль. И, что наиболее показательно, снижение идет и на самом американском рынке. Абсолютные значения динамических показателей рынка планшетов там, конечно, намного лучше, чем у нас, но направленность процессов в целом аналогичная.

Кроме общего насыщения рынка — планшетами на сегодня обзавелась значительная часть тех, кому они вообще нужны, — есть и потеря ориентиров в конкретных подсегментах. Раньше всех волна рецессии накрыла крупноразмерный сегмент. Большие планшеты оказались менее приспособлены для большинства сценариев работы с документами, чем ноутбуки; и недостаточно удобны в мобильном варианте из-за габаритов в сравнении с более миниатюрными гаджетами. Как следствие, продажи крупных устройств стали сокращаться.

Появились windows-устройства типа detach, но они традиционно имели сравнительно высокую стоимость. Плюс, в бизнес-секторе им явно мешала низкая популярность Win8 просто как межплатформенной ОС. Так что до последнего времени сверхбольшие Tablet PC вообще никак не влияли на общерыночную ситуацию. Они оставались маргинальным сектором, объемы которого в натуральном выражении были соизмеримы с погрешностью измерений массового рынка планшетов.

На фоне стагнации старших типоразмеров «семерки» продолжали продаваться, но их сразу захлестнула волна экономизации. Собственно, в связи с крайне низкими ценами они и продавались столь массовыми тиражами. Но в итоге это привело к насыщению спроса и здесь.

Есть ли выход?

Выход видится в постепенном размывании сегмента планшетов, уход в боковые направления. Покупатель начинает переходить, с одной стороны, на крупные смартфоны, а с другой, наоборот, в ноутбукоподобные гаджеты.

У «семерок» давно созрел сильный субститут — плафоны, или крупные смартфоны с матрицей 5 дюймов и выше. Вполне заменяющий ее во многих сценариях и гораздо более удобный в носимом качестве гаджет. Поначалу такие решения стоили в среднем заметно больше, что сдерживало давление на рынок маленьких планшетов. Но на сегодня эта ценовая защита отпала, на рынке уже много 5-дюйм устройств по цене от 3–4 тыс. руб.

Сегмент же устройств 10 дюймов и более переориентируется на рабочие задачи, становится в значительно большей степени, нежели прежде, деловым гаджетом. Это могут быть либо крупные планшеты с док-станцией, либо ноутбуки-трансформеры. Тут кому как удобнее.

Вендоры

По итогам прошедшего полугодия в лидирующую пятерку рынка планшетов в России вошли Digma, Lenovo, Oysters, Prestigio, Samsung. Вместе они продали 55,6% всех планшетов. Четкого увеличения концентрации рынка пока не заметно. Единственно, процесс усиления конкуренции, присутствовавший весь предыдущий период, остановил свое прогрессирование. Дойдя уже до уровня сверхконкуренции и соответствующего спада рентабельности бизнеса. И тут — провал объемов. Куда уж нарастать?

Постепенно число активных игроков на рынке планшетов начинает идти на убыль. На растущем рынке они еще продолжали бороться за долю, а на рецессирующем начинают постепенно отваливаться. Процесс выбывания брендов пока не набрал лавинообразного характера, но некоторые компании уже явно работают на допродаже остатков, и, похоже, прекратили активную борьбу. Скажем, такие имена, как Explay и Texet.

Тут опять показателен извечный пример Apple. Компания сейчас явно снизила обороты в России. Ее доля сократилась до небывалых 2,8% в натуральном выражении, бренд временно даже выбыл из десятки лучших и пребывает только на 11-м месте. Но тут все не так просто, как кажется. Дело в том, что сбыт Apple характеризует высокая скорость реагирования на конъюнктуру локальных рынков. Это всегда было заметно и по ее работе в других сегментах компьютерной электроники. Есть подозрение, что фирма использует возможности своей платформы, завязанной на фирменные сервисы. Покупатель любого «яблочного» гаджета фактически гарантированно регистрируется в них. Анализируя поток регистраций, компания способна четко оценивать текущий уровень спроса в том или ином регионе. И как только со сбытом возникают проблемы, она перестает грузить товар, избегая зависания продукции в канале продаж. Это мы к тому, что столь резкий спад активности у прародителя сегмента говорит о том, что с планшетами — проблемы. И активность компании возобновится тогда, когда с уровнем спроса будет определенность.

Интересно также, что набор лидеров сильно различается в разных диагональных сегментах. В 7-дюйм сегменте в лидирующую пятерку вошли* Digma, Lenovo, Oysters, Prestigio и Samsung. В 8-9-дюйм сегменте гаджетов* — Alcatel, Apple, Lenovo, Prestigio, Samsung. По планшетам с диагональю экрана 10 дюймов и более в первой пятерке* Apple, Asus, Lenovo, Prestigio,Samsung.

* Позиции вендоров приведены в алфавитном порядке.


[1] ITResearch в своих отчетах по рынку планшетов учитывает устройства с диагональю от 7 до 13 дюймов

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.