Анализ ситуации на российском рынке мониторов
Василий Мочар
Российский рынок мониторов существует как регулярный рынок примерно 20 лет, и за это время он испытал множество различных циклов, как технологических изменений, так и роста/снижения спроса. Каждый год был достаточно уникальным, появлялись и исчезали ключевые факторы, непосредственно влиявшие на рынок. Некоторые из них были локальными, уровня флуктуации, некоторые же действовали и действуют на протяжении длительного времени.
Безусловно, главенствующим «внутрирыночным» фактором на данный момент является почти полное исчерпание «первичных» продаж. Практически все, кто хотел (и мог), уже обзавелись стационарными ПК. Часть из них пользователи уже успели заменить на ноутбуки, но, по оценкам аналитической компании ITResearch, на данный момент «в строю» находится около 24 млн десктопов (с мониторами). И только лишь эта установленная база худо-бедно обеспечивает закупки нового (вторичного) оборудования на замену физически выбывающего.
При этом слишком многие потребители в итоге продолжают отказываться от стационарного решения, переходя на ноутбуки, или же выбирают моноблоки (AIO), благо разрыва в цене сейчас практически нет. К сожалению (для участников рынка), современные десктопы и мониторы обладают достаточно высокой надежностью, плюс Intel и Microsoft уже отказались от практики совместного «разогревания» рынка вследствие повышения требований к «железу». Даже выход Windows 10 не привел к долгожданной волне апгрейда на рынке ПК.
Вместе с тем текущие объемы отгрузок не обеспечивают даже банального замещения выбывающих мониторов. Мы ждем, что после прохождения текущей своеобразной демографической ямы спрос просто обязан вырасти, причем на десятки процентов. И позитивное начало 2016 г., когда два квартала подряд показывали восстановление рынка, пока подтверждает данный тезис, несмотря на продолжение стагнации в экономике и заметные проблемы с бюджетами государственных и корпоративных заказчиков.
Текущий обзор посвящен подведению основных итогов российского рынка мониторов в первом полугодии 2016 г., анализу ключевых структурных сдвигов в отрасли и изменениям в конкурентной среде. Все цифры базируются на регулярных исследованиях ITResearch данного сегмента рынка, которые проводятся с 1999 г.
Основные итоги и динамика рынка
Первое полугодие 2016 г. на российском рынке мониторов ознаменовалось долгожданной коррекцией вверх после длительного цикла падения. Всего было продано 931 тыс. мониторов на сумму в 146 млн долл. (см. рис. 1 и 2). В натуральном выражении рынок по сравнению с I полугодием 2015 г. вырос почти на 14%, но в деньгах рост был заметно скромнее – всего на 2%, вследствие существенного снижения средневзвешенной стоимости мониторов.
Рис. 1. Динамика российского рынка мониторов в натуральном выражении, в тыс. шт.
Рис. 2. Динамика российского рынка мониторов в денежном выражении (в млн долл.).
При этом в течение I и II квартала 2016 г. динамика рынка была разная, и действовали различные течения, обусловленные преимущественным спросом с различных целевых рынков.
За первый квартал было продано около 430 тыс. мониторов на сумму в 67,3 млн долл. В годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) рынок вырос в штуках на 20%, а в деньгах всего лишь на 6% из-за снижения средневзвешенной стоимости.
Во втором квартале было продано уже около полумиллиона мониторов на сумму в 79 млн долл., т. е. примерно на 14% больше, чем в первом квартале. В годовом исчислении рынок вырос в штуках на 9%. В деньгах же даже наблюдалось номинальное снижение примерно на 1%.
Российский рынок мониторов действительно вырос впервые за очень долгое время. Однако данная положительная динамика во многом имела не фундаментальный, а технический характер. В прошлом году в первом квартале был фактически коллапс, а в 2016 г. продажи все же в целом шли, хотя и слабенько. Так что сравнение ведется с низкой базой, отсюда и столь высокие цифры роста. При этом показатель sales in у некоторых вендоров был намного больше sales out (у тех, кто предлагал нормальные ценовые условия). Можно отметить, что в начале года продажи были поддержаны в первую очередь за счет розницы: очередная волна девальвации рубля стимулировала активность консьюмеров, которые начали закупки за кредитные средства. В то же время дела в корпоративе шли заметно хуже.
Существенное «вымывание» товарных запасов розничного канала по итогам зимних месяцев стимулировало его к интенсификации закупок и поддержало продажи дистрибьюторов во втором квартале. Кроме того, увеличение общих объемов продаж во втором квартале было во многом связано с крупными тендерами. Сам факт прохождения подобных тендеров в целом расценивается нами в оптимистичном ключе, ведь корпоративные отгрузки, несмотря на секвестр бюджетов, являются ключевой составляющей рынка мониторов.
В предыдущих обзорах мы уже писали, что российский рынок мониторов откатился по объемам продаж к началу двухтысячных годов, поэтому сейчас сосредоточимся на анализе самых последних волн роста и падения. Хотя они тоже не радуют. Начиная с первой половины 2008 г. только четыре года были «положительными» в этом отношении, причем темпы роста совсем не ошеломляли (см. рис. 3). Самое примечательное, что максимальными они были именно в 2010 и в 2016 гг. (коррекционный рост после резкого обвала), но увеличение было всего лишь на уровне около 15%. При этом падение выглядело намного более внушительным, рынок пару раз обрушивался чуть ли не наполовину, что и привело к столь плачевной его динамике (см. рис. 1 и 2).
Рис. 3. Динамика годовых темпов роста/снижения (в натуральном выражении).
Последний (на данный момент) цикл снижения шел по нарастающей с 2012 г. и достиг своего максимума в 2015 г., практически догнав по темпам падения даже катастрофический 2009 г. Это было связано с огромной совокупностью негативных факторов: ростом курса доллара и неготовностью клиентов покупать продукцию по новым ценам; падением промпроизводства и ВВП; различными внешнеполитическими неурядицами, нервирующими заказчиков; снижением бюджетов со стороны государства и пр. Далеко не на последнем месте стояла и определенная растерянность со стороны дистрибьюторов, а также серьезное ужесточение (с их стороны) условий работы с каналом. Многие не готовы работать в условиях предоплаты, в случае чего берут только самый ходовой товар, к каковым мониторы уже не относятся. Кстати, во многом были «виноваты» и некоторые вендоры, которые практически прекратили поддерживать российский рынок.
Рис. 4. Динамика абсолютного изменения объема рынка мониторов (в тыс. штук).
Вместе с тем абсолютное снижение рынка мониторов в 2009 и 2015 гг. даже не стоит сравнивать (см. рис. 4). В первом полугодии 2009 г. рынок одномоментно перешел от длительного цикла роста к падению, и уменьшился сразу на 1,7 млн мониторов. И это была действительно катастрофа, поскольку ни производственные мощности, ни канал не были готовы к такому сокращению. В первом полугодии 2015 г. снижение было «всего» на 680 тыс. мониторов, и, учитывая, что отрасль в целом адаптировалась к снижению, да и психологически никто не ждал ничего хорошего, это было уже не так болезненно
Кстати, обсуждаемый заметный рост рынка в текущем году реально добавил к уровням продаж полугодия всего 114 тыс. мониторов, что совсем не впечатляет и вряд ли позволяет говорить о сильном увеличении доходов участников рынка.
Сравнение динамики натуральных и денежных показателей (рис. 1 и 2) показывает, что последние чувствовали себя даже хуже, чем продажи в штуках: 146 млн долл. за первое полугодие текущего года просто блекнут на фоне миллиарда в 2008 г.
Такое опережающее падение денежного потока связано с существенным снижением средневзвешенной стоимости мониторов – почти на 10,5% по сравнению с уровнем 2015 г. (см. рис. 5). Причем падение данного показателя в первом полугодии было обусловлено не структурным сдвигом, а определенной рыночной флуктуацией. Дело в том, что в 2015 г. в первом квартале отмечались значительные тендерные отгрузки по мониторам HP, цена которых обычно ощутимо выше, чем в среднем по рынку. Это и подтянуло вверх показатель средневзвешенной стоимости в этот период. Во втором квартале текущего года также был крупный тендер, но в первую очередь по бюджетному аппарату Philips, что, напротив, уже снижало средневзвешенную стоимость за прошедшее полугодие.
Рис. 5. Динамика средневзвешенной стоимости мониторов (в долл.).
Наложение «повышенного» и «пониженного» показателей и дало озвученное снижение на 10,5%. В целом же можно отметить, что вплоть до 2008 г. средневзвешенная стоимость одного монитора на рынке держалась на стабильных уровнях около 270 долл. Но после кризиса она резко провалилась более чем на 100 долл. Основные причины данного процесса – это удешевление ЖК-матриц и повышение технологичности производства самих мониторов. Для участников рынка это очень негативный фактор, поскольку на одной единице товара они теперь зарабатывают существенно меньше, чем в «тучные» времена.
Изменения технологической структуры
Одним из немногих положительных явлений на рынке мониторов является продолжение сдвига рынка в сторону больших диагоналей (см. рис. 6). И это происходит, несмотря на значительное сокращение продаж, характерное для фазы жизненного цикла «спад», обычно сопровождающееся унификацией и упрощением продукции, а также вымыванием более технологичных устройств. Однако даже этот процесс не способен повысить средневзвешенную стоимость мониторов, которые, как сказано выше, за последние годы подешевели просто катастрофически.
За последние 10 лет ландшафт отрасли изменился кардинально. Если в 2007 г. абсолютно подавляющая часть продаж обеспечивалась 17- и 19-дюймовыми мониторам с соотношением сторон 5:4, то в текущем году их доля опустилась до практически неощутимых 2,8%. И если ранее они еще проходили в тендерах, то сейчас, когда от них отвернулись даже самые консервативные корпоративные заказчики, сегмент близится к закрытию.
Все более незначительными становятся и продажи широкоформатных 19-дюймовых мониторов, чья доля снизилась до 9,5%. Доля 20-дюймовых мониторов также уже составляет менее 10%. (Напоминаем, что 19,5-дюймовые модели мы относим к 20-дюймовым, как их воспринимают пользователи. В этом типоразмере они на данный момент фактически вытеснили все остальные.) Очевидно, что этот типоразмер в целом не имеет особых перспектив, пока еще удерживая свои позиции за счет маленьких диагоналей и попадая в некоторые самые экономичные тендеры.
Рис. 6. Диагональная структура российского рынка мониторов в натуральном выражении.
На данный момент однозначным мейнстримом рынка являются мониторы с диагональю 21,5 дюймов (относятся в категорию 22 Wide), а также 23- и 24-дюймовые аппараты, на которые суммарно приходится более 70% продаж. Но при этом и они уже мало привлекательны, особенно производителям, интересы которых смещены в более маржинальные диагонали.
Доля 27-дюймовых аппаратов продолжает расти, но, к сожалению, из-за низкой покупательной способности массовых потребителей – не очень высокими темпами. При этом сегмент расщепляется на множество подсегментов и сейчас фиксируется целый ряд новых форм-факторов (см. рис. 7). При этом не все из них чувствуют себя одинаково хорошо.
Рис. 7. Динамика структуры продаж самых больших мониторов в натуральном выражении.
Еще два года назад подавляющая часть продаж самых больших мониторов отмечалась в группах 28-, 29- и 30-дюймовых аппаратов, но с того времени их продажи практически не выросли. Зато определились более привлекательные типоразмеры, основным из которых пока «прорисовывается» 34 дюйма.
Стоит также отметить, что на рынке уже появилась и группа сверхбольших 42,5-дюймовых аппаратов, сильно пересекающаяся с сегментом LFD-панелей. Вместе с тем это по-прежнему компьютерные мониторы, пусть и с огромным экраном и 4K-разрешением. Они очень комфортны для работы профессионалов, вынужденных работать с большими массивами информации и сразу в нескольких приложениях. Их стоимость составляет около 1 тыс. долл., но даже при ее нескором существенном снижением данное решение еще долго не станет массовым.
С января 2016 г. ITResearch несколько скорректировал критерии распределение рынка мониторов по диагоналям. Сейчас насчитывается 26 различных типоразмеров, а если учитывать еще и разрешения, то их количество возрастает кратно. При этом есть среди них такие сегменты, в которых продажи исчисляются буквально единицами устройств. Поэтому в явном виде мы фиксируем доли только 11 основных типоразмеров, перенесли в категорию «прочие» устройства формата 19 дюймов 16:10 и 22 дюйма 16:10. Когда-то одни из основных типоразмеров на рынке, теперь они уже продаются в остаточных количествах. Рассматривать их сейчас в качестве отдельных сегментов не имеет никакого смысла.
В связи с этим стоит упомянуть разработанный ITResearch индекс технологической концентрации рынка, который вычисляется как сумма квадратов долей различных решений, в данном случае – мониторов с разными диагоналями. Данный индекс отражает уровень консолидации рынка, и его слишком большая величина сигнализирует о технологическом «обеднении» рынка. И наоборот, уменьшение значения индекса указывает на сосуществование множества различных решений, учитывающих потребности разных целевых рынков.
Рис. 8. Динамика индекса технологической концентрации рынка.
Мы видим, что, несмотря на кризис, на рынке мониторов существует большое количество различных типоразмеров, и оно даже увеличивается, что приводит к уменьшению индекса технологической концентрации (см. рис. 8). Это означает, что данная отрасль еще очень далека от своей финальной стадии, и ведущие производители еще продолжают вкладывать деньги в ее технологическое развитие.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.