4 февраля на традиционной пресс-конференции компания «Марвел-Дистрибуция» отчиталась об итогах работы в 2014 году.
Серьезное ухудшение экономической стабильности России повлияло и на ИТ-рынок. Аналитические агентства пока не озвучили точные цифры, однако, по словам генерального менеджера компании «Марвел-Дистрибуция» Константина Шляхова, можно ожидать падение рынка по большинству продуктовых категорий на десятки процентов по сравнению с предыдущим годом. Другие последствия, которые можно с уверенностью ожидать, - это волна банкротств неэффективных игроков и ужесточение кредитной политики со стороны поставщиков. «Все это не повод впадать в отчаяние. Всем нам придется пересмотреть многие подходы к бизнесу. Важно не захватывать освободившиеся доли рынка, а сохранить существующие. В долгосрочной перспективе выиграет тот, кто поймет это раньше других», - отметил г-н Шляхов.
Тем не менее, у «Марвел-Дистрибуции» есть достижения, точки роста и понимание, в каких направлениях стоит двигаться в текущей ситуации для того, чтобы сохранить возможности развития.
Проектный бизнес
Рост продаж проектного оборудования (серверы, СХД, сетевое и телекоммуникационное оборудование) составил 2% (в USD, в валюте, в которой ведется внутренний учет в компании). Активное развитие продуктового портфеля привело к тому, что за отчетный период только новые вендоры, с которыми был заключен контракт в 2014 году, принесли 7% оборота компании. Ожидается, что эта цифра будет расти, так как со многими производителями работа началась в середине года и даже ближе к его окончанию.
Продажи продукции Axis, Aruba, APC также показали уверенный рост, а благодаря ряду крупных контрактов результаты по некоторым вендорам увеличились в разы: ярким примером является Tripp Lite (+446%). Общий рост продаж департамента «Серверы и СХД» составил +10%, притом, что, по оценке внутренних аналитиков «Марвел-Дистрибуции», рынок серверов в 2014 году упал на 8%, внешних СХД – на 3%. По поводу устройств хранения Константин Шляхов отметил, что это первый год, когда наблюдается отрицательная динамика, ранее этот сегмент демонстрировал постоянный рост.
Уже не первый год «Марвел» удерживает статус крупнейшего дистрибутора серверного оборудования Hitachi в России и входит в ТОП-3 в регионе EMEA. Рост продаж продукции вендора за отчетный период составил 394% по серверам и 20% по СХД. Стоит также отметить существенное увеличение присутствия компании в качестве дистрибутора Oracle. Продажи аппаратного обеспечения этого производителя увеличились на 593%, программного – на 10%.
2014 год оказался плодотворным для сотрудничества с IBM. Хотя часть бизнеса вендора, связанная с серверным оборудованием, перешла к Lenovo, Константин Шляхов выразил надежду, что за этим последуют новые возможности для развития направления. Что касается HP, то в завершившемся году «Марвел» уделил большое внимание продуктам, которыми раньше не занимались: в частности, компания стала заметным игроком в сегменте дистрибуции программных продуктов HP.
Системные интеграторы, как и розничные игроки, движутся в сторону конвергенции. Это проявляется в активном выходе в смежные ниши. В частности, в «Марвел-Дистрибуции» увидели большой интерес к продуктам, связанным с организацией аудио- и видеоконференцсвязи, мультимедиа-приложениям. Это позволило сформировать портфель соответствующих решений, в который вошла продукция таких известных вендоров, как Plantronics, AMX, Extron и Crestron.
Ритейл
В 2014 году падение в розничном сегменте было сильнее, чем в корпоративном. Влияние на бизнес дистрибуторов оказала тенденция перехода ряда производителей к прямой работе с крупнейшими ритейлерами. Тем не менее есть ряд товарных категорий, где, несмотря на падение рынка, «Марвел-Дистрибуции» удалось достичь хороших показателей. Так, по данным аналитического агентства IT-Research, падение розничного рынка мониторов составило 25% (в USD) или 18% (в штуках), в то время как «Марвел» увеличил продажи (LG – на 100%, iiyama – на 11%); падение рынка ноутбуков достигло 35% (в USD) или 24% (в штуках), результат «Марвел» – рост 62% по коммерческим линейкам ноутбуков Lenovo.
За отчетный период было продано более 2 000 000 смартфонов и мобильных телефонов. Безусловно, этому способствовало подписание в начале года договора с Nokia (Microsoft Mobile Devices). «Марвел» также удалось получить статус дистрибутора №1 в России по фототехнике Canon (данные за второе полугодие 2014).
Результаты работы в ближнем и дальнем зарубежье
В Казахстане оборот компании сохранился на уровне 2013 года (в тенге), партнёрская база увеличилась на 15%. Число корпоративных реселлеров выросло на 39%, интернет-магазинов – на 50%. В 2014 году благодаря «Марвел-Дистрибуции» в республику пришли такие вендоры, как Lenovo, Microsoft, Western Digital, Samsung.
Впечатляющая динамика зафиксирована в странах ближнего и дальнего зарубежья: рост составил 227% по сравнению с 2013 годом. Во многом это стало результатом эксклюзивного контракта с HTC, который позволил компании выйти на новые рынки стран Восточной Европы (Босния и Герцеговина, Косово, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория) и стать там стать основным поставщиком смартфонов вендора.
Новые вендоры
По направлению «Серверы и СХД» были подписаны соглашения с SGI и Inspur. Портфель департамента «Сети и телекоммуникации» пополнился такими брендами, как Juniper Networks, Plantronics, Uniflair, Asus, Nexans и рядом других. «ЦФК и периферия» подписали Brother и Western Digital, «Мобильные телефоны и аксессуары» – Transcend, Nokia (Microsoft Mobile Devices), Cookoo Watch. Новыми вендорами направления «Ноутбуки и планшеты» стали Asus, Archos, возобновился приостановленный ранее контракт с Acer.
Заключение с Microsoft контракта, позволяющего «Марвел-Дистрибуции» продвигать продукцию вендора в странах Средней Азии, привело к открытию нового офиса компании в столице Киргизии Бишкеке, ставшего уже третьим представительством вне России.
Партнерская сеть
По итогам 2014 года партнерская сеть «Марвел-Дистрибуции» насчитывает 4 200 партнеров из 240 городов. Распределение продаж по каналам сбыта (в USD) таково: 40% – системные интеграторы, 20% – компьютерная розница, 15% – корпоративные реселлеры, 14% – сотовая розница. На другие каналы приходится около 10%. За отчетный период произошло увеличение продаж московским системным интеграторам (на 25% по сравнению с 2013 годом) и корпоративным реселлерам (на 10%). Что касается регионов, то там сохранилась положительная динамика в таких сегментах, как сотовая розница (рост 15%) и интернет-розница (рост 5%).
Планы «Марвел» на 2015 год
Константин Шляхов назвал наступивший год временем, когда стоит искать и подписывать новых поставщиков. Главными задачами компании в 2015 году станут сохранение и преумножение основных активов, сформированных за предыдущие годы, а именно партнерской сети, репутации и персонала. «Мы не допускаем просрочек по платежам и не собираемся делать этого в будущем, потому что крайне заинтересованы в том, что сохранить безупречную кредитную историю для наших поставщиков», – сказал генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуции».