Эксперты уверены: решения для создания архивов электронных документов сегодня крайне нужны рынку. Обусловлено это тем, что и у бизнеса, и у государственных организаций накопилось достаточно большое количество электронных документов, но как обеспечить их передачу на хранение и как именно их хранить, пока неясно. Именно поэтому заметен устойчивый интерес к программным продуктам, позволяющим решить данные задачи. «Сегодня практически у каждого заказчика остро стоит проблема с обеспечением сохранности электронных документов: они уже накоплены, их необходимо не только хранить, но и использовать – выдавать для предъявления по месту требования, например. Кроме того, уже есть потребность в сокращении размеров баз данных информационных систем, в которых электронные документы были созданы. Рекомендуем в первую очередь разделить массивы документов, подлежащих дальнейшему хранению, которые необходимо передавать в архив организации, и документов, которые в связи с истечением сроков хранения могут быть выделены к уничтожению, – рассказывает ведущий бизнес-аналитик ЭОС Елена Плешкова. – Возникает очень много именно практических вопросов».
Эксперты ЭОСа уверены, что тот опыт, который уже есть на отдельных предприятиях и в организациях, надо систематизировать и анализировать. Лучшие практики стоит использовать повторно, а проблемы и сложности, с которыми столкнулись «первопроходцы» на такого рода проектах, учитывать и оценивать при управлении рисками в новых проектах.
На данный момент у компании ЭОС есть опыт создания архива электронных документов на правах подлинников в Ростовской области. В рамках «пилотного проекта» было разработано и используется решение, позволяющее выгрузить документы из СЭД, передать их в систему архивного хранения и на протяжении достаточно длительного времени обеспечивать их сохранность в архиве организации или ведомственном архиве.
В решении ЭОС при этом пока не реализована процедура передачи документов на государственное хранение, если организация является источником комплектования государственных архивов. Это обусловлено тем, что на данный момент не до конца определены «правила игры» в отрасли, например, Центр хранения электронных документов (ЦХЭД) находится в стадии разработки. Как только ЦХЭД будет создан, опубликованы спецификации формата и описание процедуры приема электронных документов на государственное хранение, ЭОС оперативно реализует и эту часть в своем решении.
Таким образом, пока в Ростовской области функционирует система, разработанная для «ведомственного» архива, в котором одновременно могут храниться и учитываться фонды нескольких организаций. Ростовская область использует централизованную базу данных СЭД «ДЕЛО», в которой обеспечен электронный документооборот для примерно 2,5 тысяч организаций данного субъекта Российской Федерации.
И хотя проект запущен около года назад, уже есть первые результаты. В частности, в Ростовской области активно проводится экспертиза ценности электронных документов: они выносятся на рассмотрение экспертных комиссий (ЭК) организаций и экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) Комитета по управлению архивным делом Ростовской области.
«Массив документов, накопленных за годы работы в СЭД «ДЕЛО» в регионе [Ростовской области – примеч. автора] настолько огромен, что было решено начать с выделения к уничтожению тех документов, сроки хранения которых истекли и которые передавать в систему архивного хранения уже нецелесообразно. По нашим оценкам, проведение экспертизы ценности перед передачей документов на долговременное хранение позволит существенно снизить объем хранимых документов», – пояснила Плешкова Елена, комментируя проект построения Архива электронных документов на правах подлинников в Ростовской области.
Модуль «Совещание» позволяет в электронном виде готовить акты о выделении к уничтожению электронных документов, сроки хранения которых истекли. Вышеуказанный модуль автоматизирует функции вынесения к рассмотрению на заседаниях ЭК и ЭПК проектов документов (актов о выделении к уничтожению, описей дел, номенклатур дел, положений об архивах, т.д.).
С помощью функциональности вышеуказанного модуля электронные документы выделяются к уничтожению, а затем могут быть уничтожены – прямо внутри СЭД. Поскольку указанный модуль встроен в СЭД «ДЕЛО», то он предоставляет возможность для пользователей непосредственно из акта о выделении к уничтожению просмотреть документы, включенные в данный акт. Разработанная функциональность сокращает временные затраты на изучение и обсуждение документов: любой член Комиссии может сформировать собственное мнение о документе до того, как придет на очное заседание ЭК/ЭПК, зафиксировать его, и оно [мнение] станет доступно всем другим членам Комиссии. При этом модуль «Совещания» позволяет проводить экспертизу ценности как бумажных, так и электронных документов.
Дальнейшие планы компании ЭОС по развитию решения связаны не только с появлением столь ожидаемого российским рынком ЦХЭД и актуализацией нормативной базы по архивному делу, но и с желанием удовлетворить возрастающие потребности и ожидания пользователей. Пользователи становятся все более требовательными: их не устраивает необходимость использовать в работе с документами несколько систем одновременно, поэтому ЭОС намерена обеспечить бесшовную интеграцию разработанных ею СЭД с системой архивного хранения.
Кроме того, есть потребность в организации проверки электронной подписи до истечения срока действия сертификата ЭП и обеспечения более широкого использования штампов времени. Последнее необходимо для установления и подтверждения реального времени подписания электронных документов.
Еще одним приоритетным направлением дальнейшего развития решения ЭОС является обеспечение плановой конвертации и миграции электронных документов.