Понятие «телемедицина» появилось в Федеральном законе в 2017 году, однако, до сих пор дистанционный допуск водителя не может являться доказательством в спорных ситуациях между работодателем и сотрудником компании.
По оценкам экспертов, сейчас в России около 10% транспортных предприятий пользуются услугами телемедицины. Терминалы работают в режиме 24/7 и позволяют экономить время и деньги. В среднем на допуск одного водителя уходит полторы минуты. Так за один час пройти медика могут до 40 человек. Стоимость осмотра составляет около 20 рублей. По мнению участников рынка, дистанционный способ прохождения врача обойдется для компании, как минимум, в два раза дешевле. В этом случае не нужно содержать собственный лицензированный кабинет, да еще и платить зарплату медицинскому работнику. Для телемедицины требуется только стол, стул и устойчивый интернет.
Перед осмотром водитель дает согласие на обработку персональных данных и вводит свой табельный номер. Машина проверяет соответствие лица сотрудника и номера, после чего разрешает осмотр. Компьютер спрашивает у водителя о состоянии здоровья. Если жалоб нет, происходит замер давления и пульса. После чего водитель дует в алкотестер. Одновременно с этим датчик измеряет температуру тела. Если все в порядке, через несколько секунд принтер выдает чек о допуске в рейс. Эту этикетку наклеивают в путевой лист. По мнению экспертов, обмануть машину невозможно.
Антон Костенко, менеджер по работе с клиентами медицинского центра «МЕДИКУМ»: «При осмотре всегда ведется видеозапись. На терминале установлена камера с углом захвата в 180 градусов. Медсестра на другом конце связи имеет возможность убедиться, что человек, который проходит осмотр, действительно тот, за кого себя выдает. Что это именно он дует в алкотестер, и что с его руки снимается показатель по давлению. Таким образом достигается 100% гарантия того, что систему невозможно обмануть».
Удаленный предрейсовый и послерейсовый медосмотр в некоторых случаях просто незаменим. Например, когда за короткое время нужно выпустить на линию большое количество водителей. Также бывают ситуации, когда водителю нужно выехать в 6 утра, а врач приходит только в 8. А в регионах Сибири и Дальнего Востока транспортные компании работают в удаленных локациях, где медики физически не могут присутствовать.
Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС»: «Наша платформа MONTRANS.ONLINE позволяет не только оказывать полноценный сервис по мониторингу транспорта, но и проводить через программное обеспечение результаты удаленных медосмотров. В нашей программе предусмотрено распечатывание путевого листа, в котором ставится отметка о прохождении врача. Наши партнеры имеют в штате медиков, и мы интегрировали это решение в наш сервис. Получается экономия времени, прозрачность и удобство процессов. Путевой лист с допуском врача хранится в облаке. Можно сделать его дубликат, распечатать и сдать в бухгалтерию».
Руководство автопарка может в личном кабинете в онлайн режиме контролировать состояние здоровья своих водителей. Участники рынка считают, что удаленный медосмотр, как продукт, полностью готов к применению. Если Госдума утвердит закон, продажи терминалов могут вырасти на 50%. По мнению экспертов, депутаты должны рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.