По мнению экспертов компании «Делойт Туш Томацу», отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ сейчас гораздо сильнее взаимосвязаны и зависимы друг от друга, чем когда-либо ранее, и ключевым направлением развития за последние 10 лет стала их конвергенция. С учетом этого, подразделение компании по обслуживанию предприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ впервые выпустила единый прогноз по этим направлениям, а не три отдельных, как это делалось во все предыдущие годы. Основные моменты прогноза приведены ниже.
Конец эпохи: более половины компьютеров — уже не компьютеры
В 2011 г. продажи компьютерных устройств, не относящихся непосредственно к персональным компьютерам (ПК), могут составить свыше половины общемирового объема продаж, что станет концом многолетнего господства персональных компьютеров на рынке. В отличие от 2009 г., когда хитом были нетбуки, в сущности, представлявшие собой менее мощный вариант обычных ПК, в 2011 г. на первое место на рынке компьютерной техники выйдут устройства с операционной системой и процессорами, принципиально отличными от тех, что выпускались на протяжение последних 30 лет. Это изменение является ключевым моментом на пути перехода от более или менее стандартизированных ПК-устройств к гораздо более многообразной компьютерной среде.
Рынок смартфонов и планшетных устройств не спешит с выбором стандартной операционной системы
К концу 2011 г. ни одна из операционных систем (ОС), установленных на смартфонах и планшетных ПК нового поколения, не займет лидирующих позиций на рынке. Некоторые из этих ОС будут занимать более 5% рынка, но при этом, в отличие от существующих операционных систем, ни одна из них не станет для рынка «стандартом по умолчанию». Завоевание ведущих позиций на рынке ОС для нетрадиционных компьютерных устройств несет огромные преимущества, однако появление лидера на этом рынке в 2011 г. маловероятно.
Планшеты в офисах: больше чем игрушка
В 2011 г. покупателями более 25% всех планшетных устройств станут корпоративные клиенты. Ожидается, что этот показатель продолжит расти и после 2011 г. Несмотря на то что некоторые аналитики склонны считать планшетные ПК маломощными мультимедийными устройствами, предназначенными исключительно для забавы потребителей, прогнозируется, что в 2011 г. более 10 млн таких устройств будут закуплены организациями. Потребительский спрос на планшеты, по прогнозам, продолжит уверенно расти. При этом спрос на эти устройства со стороны корпоративного сектора будет расти даже быстрее, правда, с гораздо более низкой стартовой позиции.
Игры уходят в онлайн: аудитория растет, но какой ценой?
В 2011 г. мировая отрасль компьютерных и видеоигр продолжит расти, но при этом появятся новые источники получения доходов: ежемесячные подписки, периферийные устройства, плата за услуги и внутриигровые покупки, а также реклама на рынках free-to-play (F2P) и Freemium. К концу 2012 г. общий объем доходов от этих источников составит до 10 млрд долл. или 16% от общего объема доходов по компьютерным играм, а с течением времени их доля достигнет 50% всех доходов игровой отрасли. По мере распространения этих способов получения дохода отрасль будет развиваться, и тогда ее рост станет более стабильным, а бизнес — более прибыльным. Кроме того, ожидается продолжение бурного роста количества пользователей компьютерных игр, главным образом за счет увеличения числа людей, играющих в игры время от времени — через приставки, Интернет и социальные сети, а также смартфоны и планшетные ПК.
Электронное правительство: от опции к обязанности
В 2011 г. в использовании системы предоставления государственных электронных услуг настанет переломный момент. Растущая потребность в повышении эффективности работы правительства, вероятно, послужит сильным толчком для более широкого распространения существующих государственных электронных платформ и услуг, в частности, онлайн-систем представления налоговых деклараций и получения разрешений на строительство. Ожидается, что в 2011 г. во всех развитых странах количество компаний, которые используют систему государственных электронных услуг хотя бы для одного бизнес-процесса, в среднем будет выше 90% (в 2010 г. — 75%). Аналогичным образом количество граждан, использующих такие услуги в развитых странах, предположительно увеличится по меньшей мере на 10%.
Лидирующие позиции телевидения усилятся
В 2011 г. телевидение сохранит свое лидерство среди всех СМИ по показателю общей выручки, который включает продажу рекламного времени, доходы от абонентской платы, «плату за просмотр» и лицензионные платежи. Ожидается увеличение мировой телевизионной аудитории на 40 млн зрителей. В результате общее количество телезрителей достигнет 3,7 млрд человек. При этом половина мирового населения останется незатронутой, что оставляет большой потенциал для развития рынка ТВ. В соответствии с прогнозами время просмотра телепрограмм на одного человека в день вырастет до значения 3 ч 12 мин.
Традиционное телевидение одержит победу над инновационным
Несмотря на продажи десятков миллионов телевизоров со встроенной функцией составления индивидуального плана просмотра программ, в 2011 г. люди в основном будут смотреть телевизор в соответствии с предлагаемой программой передач. Для зрителей выбор, конечно, важен, но они им редко пользуются. И маловероятно, что технический прогресс изменит эти укоренившиеся привычки в ближайшее время.
Каким будет рост рекламы в социальных сетях?
В 2011 г. число уникальных пользователей социальных сетей вполне может превысить цифру в 1 млрд. Кроме того, в социальных сетях может быть размещено свыше 2 трлн рекламных объявлений. Тем не менее доход от рекламы в социальных сетях по сравнению с другими СМИ, вероятно, останется невысоким, по крайней мере в краткосрочной перспективе — примерно 4 долл. от каждого пользователя, что в сумме в 2011 г. составит менее 5 млрд долл., т. е. менее 1% от общей суммы расходов на рекламу по всему миру. Когда социальные сети преодолеют рубеж в 1 млрд пользователей, почти половина интернет-пользователей по всему миру уже будет зарегистрирована, что может установить «потолок» будущего роста, и это может произойти уже к концу 2011 г. В настоящее время основной вопрос заключается в том, смогут ли социальные сети поддерживать тенденцию роста и найти новые способы монетизации своей стоимости.
Дешевый переход на 4G: многие ли операторы выберут вместо него 3.5G?
В 2011 г. масштабы строительства беспроводных сетей следующего поколения (4G), работающих по протоколу LTE, не оправдают ожиданий телекоммуникационной отрасли в связи с сохранением жизнеспособности последних беспроводных технологий третьего поколения (3G). К концу 2011 г. в коммерческую эксплуатацию данную услугу запустят менее 30 операторов LTE в шести странах. Несмотря на то что технологию LTE начнут применять многие крупнейшие операторы мира, в следующем году большинство сетей останется в рамках переходных технологий. Внедрение технологий 4G может идти медленнее, чем ожидалось, поскольку не все мобильные операторы полностью используют даже имеющиеся у них частоты 3G. Кроме того, технология LTE в сегодняшнем виде не предлагает резкого увеличения скоростей и улучшения характеристик по сравнению с 3G, в отличие от предыдущих технологических поколений.
Wi-Fi как дополнение к мобильному широкополосному доступу в Интернет (ШПД)
В 2011 г. объем данных, загружаемых с переносных устройств или на них через публичные сети Wi-Fi, будет расти гораздо более высокими темпами