Чем более развит ИТ-рынок, тем более значим на нем становится сектор услуг. Особенно его значимость возрастает в кризисные периоды, когда на покупку нового оборудования бюджеты малы, а без ИТ-услуг прожить и развиваться сложно. Сейчас свой прогноз развития рынка ИТ-услуг на 2011 г. представила группа компаний «Астерос».
По оценке компании, объем российского рынка ИТ-услуг по итогам 2010 г. составил 4,1 млрд долл. В отличие от более оптимистичных оценок аналитических агентств, по мнению «Астерос», рост рынка ИТ-услуг был достаточно скромным и составил не более 15%.
Фактически, 2010 год завершил целую эпоху российского рынка ИТ-услуг, которая ознаменована следующими фактами:
- «золотой век» внедрения ERP остался в прошлом. Пик внедрения классических ERP-систем (для автоматизации базовых функций предприятия) пришелся на
2007-2008 гг. Этот сегмент в кризис заметно сжался не только из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры — коррекция была неизбежна. Никогда больше сегмент классических ERP-систем не достигнет объема 2008 г. Он восстановится к 2012 г., но за счет внедрения решений родственных классов — CRM, BI и пр. - ИТ-аутсорсинг не показал головокружительного роста. Этот сегмент был однозначным фаворитом, на который ИТ-компании в последние 5 лет делали самые крупные ставки. В России ожидаемого экстремального роста направления ИТ-аутсорсинга не произошло. Однако его потенциал по-прежнему остается высоким — привлекательным этот сегмент делает развитие новых сервисов, которые в перспективе будут востребованы, к примеру, услуги по модели SaaS. (Кстати, последним активнейший рост прогнозирует и IDC.)
- технология виртуализации покорила Россию. По оценкам экспертов «Астерос», ни один строящийся в нашей стране ЦОД не обходится без технологий виртуализации.
По оценкам «Астерос», в 2011 г. объем рынка ИТ-услуг достигнет 4,9 млрд долл., а его темпы развития не превысят 19% (см. диаграмму). Лидерами роста станут сегменты ИТ-аутсорсинга системной интеграции и внедрения бизнес-приложений и другого ПО. Основной движущей силой ИТ-аутсорсинга будет рост доли услуг по модели SaaS, в целом же это направление увеличится на 24%. Сегмент системной интеграции вырастет на 22%, а внедрения бизнес-приложений и другого ПО — на 19% благодаря реализации отложенного в
Российский рынок ИТ-услуг
*оценка «Астерос»
Наиболее революционные изменения в текущем году произойдут в сегменте ИТ-безопасности, что продиктовано близким наступлением 1 июля 2011 г. — даты, когда информационные системы операторов персональных данных должны быть приведены в соответствие с требованиями ФЗ № 152. В связи с этим, по прогнозу экспертов «Астерос», почти 40% рынка информационной безопасности будут формировать проекты по защите персональных данных, тогда как в 2010 г. их доля не превышала 25%.
По мнению аналитиков «Астерос», 2011 г. — точка перелома. От того, какой путь восполнения ИТ-активов выберут российские компании сейчас, зависит, сможет ли Россия сократить разрыв с Западом по уровню использования технологий и инноваций. Это также определит будущее всего отечественного рынка ИТ и распределения в нем сегментов аппаратного обеспечения (АО), программного (ПО) и ИТ-услуг.
Но независимо от варианта развития событий, в 2011 г. заметного перераспределения сегментов ИТ-рынка еще не произойдет. В явном виде упомянутый выбор проявится только в
«Российский рынок ИТ находится на перепутье. В течение двух лет обновление ИТ-оборудования и ПО откладывалось. Потребности в модернизации ИТ сильно превышают бюджеты предприятий 2011 г. И здесь кроется основная интрига — как российские предприятия будут решать эту проблему? Выбор инерционного сценария обновления ИТ за счет покупки „железа“ и „софта“ приведет к росту доли АО и ПО. Вместе с тем отодвинется переход на новые модели доступа к ИТ-сервисам, и российский бизнес с опозданием воспользуется этими инструментами, открывающими новые конкурентные преимущества. Возможен и другой сценарий. Если компании предпочтут модель SaaS, бизнес не только удовлетворит свои накопленные потребности, но и получит дополнительный „плюс“ в виде низкой стоимости использования ИТ-сервиса по сравнению с приобретением ИТ-активов. Вероятнее всего, в ближайшее время к услугам SaaS обратятся компании, которые склонны к экспериментам, открыты для применения новых технологий и подходов. Большая же часть клиентов консервативна и предпочтет наращивать парк ИТ», — резюмирует Михаил Эренбург, президент группы «Астерос».