Компания «Делойт Туш Томацу Лимитед» представила ежегодный отчет «Прогноз развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ на 2012 год». В нем отмечены тенденции, которые, по мнению компании, в 2012 г. окажут существенное влияние на развитие отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ как в мировой индустрии в целом, так и в России и странах СНГ.
Высокие технологии. Спрос на потребительскую технику сохраняется, несмотря на экономические трудности. В 2012 г., вероятно, будет приобретено рекордное количество смартфонов и планшетных компьютеров. Спрос на менее дорогостоящие телевизоры и компьютеры в развивающихся странах также приведет к увеличению объемов продаж. Тем не менее объем рынка в долларовом исчислении может остаться на прежнем уровне, поскольку на первый план выйдут более низкие цены и выгодная стоимость внедрения новых технологий.
Планшеты. Количество владельцев нескольких планшетов неуклонно растет. В 2012 г. пользователи, у которых уже есть планшет, приобретут еще около 5 млн планшетных устройств, а выручка от этих продаж составит до 2 млрд долл. Таким образом, появление на рынке планшетных ПК сможет по праву быть названо самым стремительным в истории завоеванием рынка товаром подобного рода.
Большие данные. Значимость больших объемов данных растет, счет уже идет на миллиарды. Интерес к данной проблеме повышается по мере того, как переполняются хранилища данных и традиционные средства анализа становятся перегружены из-за необходимости проведения анализа в режиме реального времени. В 2012 г. 90% компаний, входящих в список Fortune 500, начнут реализовывать программы по работе с большими объемами данных, благодаря чему выручка компаний отрасли составит от 1 до 1,5 млрд долл.
Источники энергии «из воздуха». Мечта о выработке неиссякаемой радиочастотной энергии из окружающей среды для обеспечения питания электрических устройств пока так и остается мечтой. В 2012 г. компании сектора высоких технологий не выйдут за рамки отдельной ниши и будут демонстрировать весьма умеренный потенциал роста из-за технических трудностей. Одна из основных проблем заключается в нехватке радиочастотной энергии в окружающей среде: солнечной энергии в ней значительно больше. Другая проблема состоит в том, что плотность радиочастотной энергии значительно меняется в зависимости от расстояния до пользователя и его местонахождения.
Развлечения и СМИ. Технология адресного маркетинга постоянно развивается. Адресная реклама ― реклама, транслируемая по телевизору или компьютеру определенных пользователей, отбираемых по определенным параметрам, таким, как уровень дохода или возраст. Такая телереклама, однако, пока не доходит до адресатов: в 2012 г. на ее долю придется менее 0,1% от общего объема мирового рынка телевизионной рекламы. Выходом из этой ситуации может быть более эффективное объединение телевизионной и интернет-рекламы. Путем сопоставления программ, которые смотрит пользователь, с его поисковыми запросами телекомпании могут в гораздо активнее влиять на интересы и покупки потребителей.
Телевидение. Несмотря на все разговоры о том, что эпоха традиционного телевидения близится к концу, телепрограмма все еще доминирует: в 2012 г. зрители будут продолжать смотреть 95% телепрограмм в прямом эфире или в день первого показа. Появление социальных сетей только увеличило привлекательность телепрограмм, позволив пользователям делиться своим мнением о передачах не только с членами своей семьи, но и со своими знакомыми.
Мобильное ТВ. Телезрители становятся мобильнее: смартфоны и планшетные ПК ввыполняют роль портативных видеопроигрывателей. В 2012 г. во время поездок в общественном транспорте владельцы смартфонов и планшетных ПК посмотрят с помощью своих устройств записи ТВ-программ общей продолжительностью 5 млрд ч. Для производителей контента это представляет новую возможность, а не угрозу, поскольку означает, что пользователи будут больше смотреть ТВ-программы.
Онлайн-реклама: продвижение брендов в Интернете. В 2012 г. рекламный рынок продолжит свой рост, но сегмент онлайн-брендинга будет расти быстрее, чем рынки традиционной и онлайн-рекламы. В то время как показатель роста всего рекламного сектора составит 5%, инвестиции в создание долгосрочной ценности для брендов в онлайне вырастут на 50% до 20 млрд долл. Онлайн-маркетинг более не ограничивается скромными баннерами. Рекламодатели стали больше сосредоточивать свои усилия на адаптации рекламы через видеоролики и продвижение в социальных сетях, и компаниям необходимо интенсивнее развивать эти новые инструменты.
Социальные сети. С разрастанием социальных сетей и начавшимся в 2010 г. ростом популярности социальных игр внимание пользователей привлек их финансовый потенциал. Однако некоторые разработчики уже столкнулись с замедлением роста. Это говорит о том, что компаниям необходимо отойти от концепции бесплатного минимума, сделавшей их игры центром внимания пользователей, и рассмотреть варианты размещения рекламы или введения системы предварительной оплаты игр.
Посредники по продаже интернет-купонов. Стремительное развитие сектора развлечений и СМИ за последние два года означает, что в 2012 г., по мере усиления конкуренции и снижения маржи, сотни компаний в секторе продажи интернет-купонов будут исчезать. Количество покупателей, использующих скидочные онлайн-купоны, также должно сократиться. Посредники между потребителями и розничными продавцами продолжат зарабатывать миллиарды долларов, но им необходимо будет улучшить качество своих услуг и повысить их разнообразие.
Телекоммуникации. Здесь главный потенциал — в высокочастотной связи ближнего радиуса действия. К концу 2013 г. количество устройств со встроенной технологией беспроводной связи ближнего радиуса действия, скорее всего, стремительно вырастет ― до 300 млн. Важной задачей сотовых операторов будет помочь покупателям преодолеть страх перед использованием телефонов для оплаты товаров. Даже если 2012 г. окажется лишь переходным применительно к введению систем для мобильных платежей, существует множество сфер применения высокочастотной связи ближнего радиуса действия: от игорного бизнеса и видеоигр до здравоохранения.
Связь «в обход» Интернета. Загруженность сетей скорее побудит большее количество людей обратиться к технологии беспроводной связи ближнего радиуса действия для передачи данных. Ранее такие технологии были распространены в виде ИК-порта и Bluetooth, а теперь, скорее всего, возродятся как вариант связи «в обход» Интернета. В 2012 г. приблизительно 1% всех данных будет передаваться не через Интернет, а по прямым соединениям, устанавливаемым непосредственно между устройствами, что в два раза превысит показатель 2011 г. Технологии связи «в обход» Интернета продолжат развитие на рынке в качестве третьего варианта для передачи информации, наряду с широкополосным доступом и мобильной связью.
Конец эпохи безлимитного Интернета. Спрос на передачу данных уже привел к тому, что многие операторы мобильной связи пересмотрели свои безлимитные тарифы с целью ограничения объема трафика. В 2012 г. похожая тенденция может наблюдаться и в сфере широкополосного Интернета. В этом году 100 млн пользователей Интернета придется следить за своей интернет-статистикой в связи с введением прямых ежемесячных ограничений скорости передачи данных для снижения загруженности сетей.
Приложения для смартфонов и «планшетников». В декабре 2011 г. количество предлагаемых приложений превысило отметку в 1 млн, к концу 2012 г. этот показатель вырастет еще в два раза. Однако только на 20% из этих приложений приходится более 1 тыс. скачиваний. На успешные продажи приложений смогут рассчитывать лишь те вендоры, которые обеспечат их должную рекламу. Требования к приложениям будут ужесточаться по мере увеличения разнообразия смартфонов и планшетных ПК. Разработчики будут вынуждены идти по пути диверсификации своих предложений.
Недорогие смартфоны. К концу 2012 г. число используемых недорогих смартфонов (не дороже 100 долл.) превысит 500 млн. ― потребители хотят заменить свои более простые мобильные телефоны, но не нуждаются в производительности или функциональных возможностях устройств премиум-класса. Это скажется на цепочке поставок, вынуждая производителей компонентов снижать цены, но в то же время станет проблемой для разработчиков приложений, поскольку владельцы дешевых смартфонов вряд ли будут охотно платить за скачивание файлов.
Ольга Табакова, представитель компании «Делойт», СНГ, так прокомментировала приведенные в отчете прогнозы: «Возможно, не все предпосылки тех или иных прогнозов могут быть актуальны для России и стран СНГ, но в мировых масштабах они имеют большое значение, а значит, в ближайшее время повысится их роль и для нашего региона». Действительно, интересно сравнить эти прогнозы с тем, что давались компанией год назад.