Сотовые сети четвертого поколения стандарта LTE все сильнее «опутывают» планету, а производители абонентского оборудования все чаще и чаще выпускают устройства (смартфоны, планшеты, модемы) с соответствующими модулями. По данным организации Global mobile Suppliers Association (GSA), в июле 2014-го года на мировом рынке присутствовали 1889 устройств с поддержкой LTE, причем 44% от этого числа составляли смартфоны. Для сравнения: год назад, в июле 2013-го, с «четвертым поколением» дружил только 941 мобильный гаджет.

Локомотивом продвижения LTE на мировой арене, безусловно, являются развитые регионы Запада и Востока – США, Канада, Западная Европа, Южная Корея, Япония. И вот почему: рынки мобильной связи там построены по так называемой операторской схеме, то есть подавляющее большинство устройств продаются с контрактами телекоммуникационных компаний. Следовательно, последние оказывают определенное влияние на производителей, «диктуя» им своего рода запросы на характеристики устройств. То есть если уж оператор Х развернул сеть LTE и планирует продавать смартфон от компании Y, то компанию Y «заставят» внедрить в свой продукт LTE-модем. Именно поэтому доля новых смартфонов с поддержкой LTE в вышеописанных регионах достигает внушительных 80-90 процентов.

В России с ее свободным рынком мобильных средств связи балом правят ритейлеры, и ситуация несколько иная. Операторы, возможно, и рады бы видеть в своих сетях как можно больше LTE-аппаратов, но они стоят несколько дороже обычных моделей для сетей 2G/3G, а значит, стесненный в средствах отечественный потребитель отдаст предпочтение именно последнему варианту. Дабы не быть голословными, приведем следующие цифры: по данным компании «Связной», в первом квартале 2014 года средняя цена LTE-смартфона в Москве составляла 25 250 руб., в России – 21 300 руб. Разумеется, отдельные потребители пытаются сэкономить – то есть и поддержку LTE получить, и заплатить при этом поменьше. На практике это выливается в заказ 4G-смартфонов из-за рубежа. Однако этот путь – далеко не из самых легких: LTE бывает очень разным, и российские частоты гарантированно поддерживают только сертифицированные в нашей стране устройства. А вот модели для других регионов могут или поддерживать, или нет, причем чаще встречается именно последние вариант. (На этом фоне выигрышно выглядит позиция Sony, которая в свои модели вроде Xperia Z2 интегрирует «глобальный» LTE-модем для всех регионов сразу.) Если же выбирать из более бюджетного сегмента смартфон с LTE, стоит обратить внимание на модели локальных российских марок вроде Explay – их продукты точно дружат с российскими частотами.

Подробнее об особенностях и структуре товарного предложения LTE-смартфонов на российском рынке см. «Бестселлеры IT-рынка», 2014, №3